Цель. Познакомить детей с количественным составом
числа из единиц на числах от 2 до 4; учить ребят составлять группы, содержащие
указанное число предметов одного вида, но отличающихся качественными признаками
(окраской); упражнять в делении предметов на 2
равные части путем складывания и разрезания; закрепить представление о том,
что целое больше части, а часть меньше целого.
Демонстрационный материал: наборное полотно, 4 квадрата
синего цвета и 4 квадрата все разного цвета, лента из бумаги.
Раздаточный материал: у каждого из детей карточки с 2
свободными полосками, 5 кружков зеленого цвета и 5 кружков разного цвета,
коробка с цветными карандашами, ножницы и ленточки из бумаги.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель помещает на верхнюю полоску
наборного полотна слева 4 квадрата синего цвета и спрашивает: «Что это?
Сколько квадратов?» Затем справа от синих квадратов он помещает 4 квадрата
разной окраски. «Сколько квадратов в этой
группе? Давайте все вместе сосчитаем. Какого они цвета? Сколько зеленых
(красных, синих, коричневых) квадратов? Сколько всего квадратов? Правильно, в
этой группе 1 квадрат зеленый, 1 — желтый, 1 —красный и 1 — коричневый, а всего
4 квадрата разного цвета. Поровну ли квадратов в обеих группах? Как доказать,
что их поровну?» Вызывают 1 ребёнка, просят разместить квадраты разного цвета
под синими, один под одним.
В заключение педагог спрашивает: «Сколько же надо
взять квадратов, если я назову число 4?»
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Дают
задание: на верхнюю полоску карточки положить 3 зеленых кружка, а на нижнюю —
столько же кружков разного цвета. Предлагают вопросы: «Сколько кружков на
верхней полоске? Сколько кружков на нижней? Сколько на ней кружков каждого
цвета?» На этот вопрос отвечают 2—3 ребенка. Ребенок рассказывает: «У меня на
нижней полоске 1 красный,
1 желтый и 1 синий кружок. Всего 3 кружка разного
цвета». Воспитатель спрашивает: «Равное ли количество кружков на верхней и
нижней полосках и почему? Сколько же надо взять предметов разного цвета, если
я назову число 3?» Далее предлагают взять 2 (4) карандаша разного цвета.
Выясняется, сколько карандашей каждого цвета взяли дети и сколько всего
карандашей.
В заключение воспитатель отмечает: «Сегодня мы
составляли группы из предметов разного цвета и узнали, сколько надо их взять,
чтобы получилось всего 2, 3 или 4 предмета».
Физкультурная минутка. Воспитатель спрашивает:
«Сколько раз надо похлопать в ладоши, если я назову число 3?» Кому-либо из
детей предлагает 3 раза хлопнуть в ладоши, отсчитывая по одному: 1, 1 и еще 1.
«Сколько раз надо отвести руки в стороны, если я назову число 4? Я буду
отсчитывать, а вы отводите руки в стороны: 1, 1, 1 и еще 1 раз?» — произносит
педагог. Дети выполняют движения.
3-я часть (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель показывает ленту и говорит: «Мне надо эту ленту разделить поровну
между 2 девочками. Как это сделать? Да, я должна разрезать ленту пополам. Такая
же ленточка есть у каждого из вас. Вам надо будет разделить ее на 2 равные
части. Как вы это сделаете? Правильно, надо сначала сложить ленту пополам, а
потом разрезать точно по линии сгиба.
Выполняйте задание.
Что вы сделали?
Как можно назвать эти части ленты? Почему их можно назвать половинами? Покажите
одну из половин! Покажите обе половины. Соедините их друг с другом, как будто у
вас осталась целая лента. Что вы сделали? Что у вас получилось? Проведите
пальчиком по каждой из половинок, а теперь вдоль всей ленты. Больше (меньше)
одна из половинок или целая лента?» |