Цель. Учить детей сравнивать смежные числа с опорой на
наглядный материал; продолжать закреплять навыки порядкового счета: упражняться в установлении соотношения между 10 предметами по
длине; дать представление о постоянстве различий между соседними членами упорядоченного
ряда; способствовать развитию глазомера.
Демонстрационный материал: подставка с 2 полочками;
наборы игрушек и других предметов (5 пирамидок, 5 кубиков, 5 чашек, 5 блюдец,
5 ведерок и 5 совочков); счетная линейка.
Раздаточный материал: у каждого ребенка карточка с 2
свободными полосками и пенал с набором геометрических фигур; 10 полосок (или
палочек) длиной от 2 до 20 см. (Каждая полоска отличается от рядом стоящей по
длине на 2 см.)
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель помещает 3 пирамидки на верхнюю
полочку подставки и спрашивает: «Сколько пирамидок? — потом говорит: — Я
поставлю столько кубиков, сколько пирамидок, и еще добавлю 1. Кто догадался,
сколько кубиков я хочу поставить? Почему вы так думаете?» По просьбе
воспитателя дети помещают 4 кубика на нижнюю полоску точно под пирамидками и
отвечают на вопросы: «Больше кубиков или пирамидок? Сколько их? Чего меньше?
Сколько их? Какое число (больше) меньше: 3 или 4? Давайте проверим, всегда ли
это так. Леня, поставь на стол 4 блюдца! Аня, принеси 3 чашки! Хватило ли чашек
и почему? Коля, принеси 4 ведерка! Леня, возьми 3 совочка, положи их рядом с
ведерками. Больше (меньше) совочков или ведерок? Сколько их? Какое число
больше (меньше): 3 или 4? Сейчас вы это сами еще раз проверите!»
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Дают
задание: «Положите на верхнюк5 полоску 3 квадрата, а на нижнюю — 4 треугольника».
Предлагают вопросы: «Каких фигур у вас больше (меньше)? Сколько их? Какое число
больше (меньше): 3 или 4?» После такой работы воспитатель заключает: «Мы с вами
брали по 3 и 4 разных предмета и увидели, что 3 всегда меньше 4, а 4 больше 3».
Далее он берет счетную линейку и просит детей сосчитать, сколько самолетиков
покажется в ее окошках (4), а потом положить на верхнюю полоску карточки
столько квадратов, чтобы их было на 1 больше, чем самолетиков. Выясняет,
сколько дети положили квадратов и почему, какое число больше (меньше): 4 или
5, задавая вопросы: «Сколько надо положить прямоугольников на нижнюю полоску,
чтобы их получилось на 1 меньше, чем квадратов? Почему? Какое же число больше
(меньше): 4 или 5? Каких предметов оказалось поровну и почему?»
3-я часть (работа С раздаточным материалом). Педагог
спрашивает детей: «Сколько полосок? Что можно сказать об их размере? В каком
порядке можно разложить полоски в ряд?» Дает задания разложить полоски в ряд по
порядку от самой короткой до самой длинной. Выясняется, чтобы не ошибиться,
надо каждый раз выбирать самую короткую полоску из всех полосок, которые еще
не положили в ряд. «Брать надо сразу нужную полоску. Примеривать и переставлять
нельзя!» — указывает педагог. Он оценивает правильность и быстроту выполнения
задания. Дети исправляют ошибки, отвечают на вопросы воспитателя: «Которая по
порядку самая короткая (самая длинная) полоска?» 1 или 2 детям предлагают
назвать размер полосок в порядке их расположения. «Ровная ли получилась
лесенка? Как проверить?» — спрашивает далее воспитатель и предлагает детям
взять самую короткую полоску и «го измерить длину всех ступеней Ребята находят
третью (пятую, седьмую) полоску и называют все полоски, которые длиннее или
короче ее. |