Цель. Упражнять детей в сравнении чисел и в
определении, какое из 2 смежных чисел больше или меньше другого (на числах 6 и
7, 7 и 8); учить воспроизводить множество, в котором на 1 элемент больше или
меньше, чем в другом; учить правильно отражать в peчи, какое из чисел больше или меньше другого; закрепить
представление о независимости числа предметов от их размеров; упражнять в
сопоставлении формы изображенных на картинках предметов (или частей предметов)
с геометрическими фигурами; развивать навык взаимоконтроля.
Демонстрационный материал: 2 сетки, в одной из них 6
больших мячей, в другой — 7 маленьких; наборное полотно, 8 больших и 8
маленьких кругов; 6 игрушек; 2 карточки с изображением предметов в количестве 7
и 8 и 14 подставка, на которой размещены модели геометрических фигур (круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник, фигура овальной формы, шар, куб, цилиндр).
Раздаточный
материал: у каждого ребенка
карточка с 2 свободными полосками, на столах подносы с мелкими игрушками; 2—3
картинки с изображениями предметов разной формы. Среди картинок есть такие, на
которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель показывает детям 2 сетки с
мячами и предлагает им угадать, в какой из них больше мячей, если в одной 6
больших мячей, а в другой — 7 маленьких. «Почему вы так думаете? — спрашивает
воспитатель.— Как можно доказать, что 7
больше 6, а 6 меньше 7?» Выслушав ответы детей, педагог говорит: «Мячи положить
парами трудно, они катятся. Давайте заменим их кружками. Маленькие мячи —
маленькими кружками, а большие — большими. Сколько надо взять больших кружков?
Наташа, помести 6 больших кружков на верхней полоске наборного полотна. Сколько
надо взять маленьких кружков? Саша, помести 7 маленьких кружков на нижней
полоске так, чтобы было видно, каких кружков больше, точно один под одним.
Коля, объясни, почему 3 меньше 7, а 7 больше 6. Каких мячей больше и почему?
Как сделать, чтобы мячей стало поровну?» Выясняют 2 способа установления равенства:
либо добавить 1 большой мяч, либо убрать маленький.
Педагог просит вынуть из сетки 1 маленький мяч, а сам
убирает маленьким
кружок. Продолжает работу: «Сколько
маленьких мячей осталось в сетке и почему? Поровну ли теперь больших и маленьких
мячей? Правильно, дети, больших и маленьких мячей стало поровну, а кажется,
что больших мячей больше, чем маленьких. Число предметов не зависит от их размеров.
Для того чтобы узнать, поровну ли предметов, каких предметов больше или меньше,
всегда надо сравнить их число»,—
заключает педагог.
2-я часть (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель ставит на стол 6 игрушек и дает детям задание: «Поставьте на
верхнюю полоску карточки на 1 игрушку больше, чем у меня. Сколько вы поставили
игрушек и почему? Поставьте на нижною полоску на 1
игрушку больше, чем на верхней полоске! Сколько игрушек вы поставили на нижнюю
полоску и почему?» Далее числа сравниваются попарно: «Какое больше (меньше): 6
или 7, 7 или 8?»
Затем дети решают, как сделать, чтобы игрушек стало
поровну, и выбирают способ по своему желанию. 2—3 ребят рассказывают, что они
сделали, по скельку у них стало игрушек.
Физкультурная минутка. Педагог показывает детям
карточку, на которой нарисовано 8 предметов, предлагает отвести руки в стороны
на 1 раз меньше. Затем показывает карточку с 7 предметами, детям предлагает
наклониться на 1 раз меньше.
3-я часть (работа с раздаточным материалом).
Игровое упражнение «Найди картинку».
Воспитатель объясняет задание: «Я буду указывать на
фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, не которых нарисованы предметы
такой же формы. Если у вас нарисован предмет, у которого есть часть такой же
формы, эту карточку вы тоже покажите». Детям, сидящим за одним столом,
предлагает положить выбранные картинки в ряд. Тот ребенок, у которого не
оказалось картинки предмета указанной формы, перечисляет предметы, нарисованные
на картинках, положенных в ряд. Если за столом работают по 2 человека, им
предлагают обменяться картинками и проверить друг друга.
|