Занятие 26
Цель. Упражнять детей в сравнении чисел и в
определении, какое из 2 чисел больше или меньше другого (на числах 7 и 8, 8 и
9, 9 и 10); учить детей воспроизводить множество, в котором на 1 предмет больше
или меньше, чем в другом; упражнять в счете предметов на ощупь и в счете
звуков; закрепить представление о независимости числа предметов от интервалов
между ними; развивать представления о свойствах упорядоченного ряда величин:
упражнять в установлении размерных отношений между 3 предметами по
представлению.
Демонстрационным м ат е р и а л- наборное полотно, 8
больших и 8 маленьких треугольников; ширмочка, молоточек, карточки с нашитыми в
ряд пуговицами т количестве от 7 до 10 шт. (всего 4—5 черточек); 5 цилиндров,
последовательно уменьшающихся по высоте; 4 коробки с заводными игрушками
(картинки коробок заклеены).
Раздаточный материал: карточки, с 2 полосками и пеналы
набором геометрических фигур.
Ход занятия.
1-я-часть. Воспитатель рассказывает: «Ребята! В
детский сад я ехала на трамвае. В вагон вошли школьники: девочки и мальчики.
Были свободные места, и мальчики уступили их девочкам. Все девочки сели рядом,
а мальчики встали вдоль всего вагона. Девочек я обозначу маленькими
треугольниками, а мальчиков — большими. Кого в трамвае было больше: мальчиков
или девочек? Как догадались? Какое число больше (меньше): 8 или 7? Почему
некоторые дети подумали, что мальчиков было больше? Как доказать что 8 больше 7,
а 7 меньше 8?» Один ребенок раскладывает маленькие треугольники под большими,
точно один под одним.
Педагог заключает: «Мы с вами увидели, что число
предметов не зависит от места, которое они занимают. Чтобы узнать, каких
предметов больше, а каких — меньше, надо сосчитать предметы и сравнить их
число».
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Детям
дают задание: «Послушайте, сколько раз ударит молоточек, и положите на верхнюю
полоску карточки на 1 кружок меньше. (Педагог стучит 10 раз.) Сколько кружков
вы положите и почему? На нижнюю полоску положите на 1 квадрат больше, чем
услышите звуков. (Педагог стучит 7 раз.) Сколько вы положите квадратов и
почему? Больше у вас кружков или квадратов? Какое число больше (меньше): 8 или
9? Что можно сказать про число 8, если сравнить его с числами 7 и 9? Что мы
скажем про число 9, если сравним его с числами 8 и 10?»
Педагог по очереди вызывает к столу 2—3 детей и дает
им задание: сосчитать пуговицы на карточках и произвести каких-либо движений
на 1 меньше или больше.
Далее воспитатель говорит: «Сейчас я вам загадаю
загадку! Угадайте, какое число я назвала Коле!» (Он подпрыгнет на 1 paз меньше.) Педагог называет Коле число 8. Всем детям
предлагает хлопнуть в ладоши на 1 раз больше, чем подпрыгнул Коля (9 раз)
3-я часть. На столе воспитателя 5 цилиндров
расставлены в ряд от самого высокого до самого низкого. Воспитатель задает
вопросы: «Что это? Чем отличаются цилиндры друг от друга? Что можно сказать о
высоте первого цилиндра? Почему вы его назвали самым высоким? Который по
порядку самый низкий цилиндр? Почему пятый цилиндр мы назвали самым низким? Что
можно сказать о высоте третьего цилиндра? Каких цилиндров он выше? Каких ниже?
Послушайте рассказ-загадку. У меня 3 коробки от заводных игрушек: курочки,
цыпленка и утенка. Курочка больше цыпленка, цыпленок больше утенка. Какая
коробка с утенком? Поместится ли курочка в коробку утенка? А утенок в коробку
курочки? Почему?» Дети, чей ответ был особенно точным? Заводят игрушки. |