Цель. Закрепить знания об образовании чисел 6 и 7 и
умение вести счет предметов в пределах 7; закрепить умение последовательно
рассматривать расположение фигур орнамента, правильно называть фигуры и их
пространственное расположение: посередине (в центре), вверху, внизу, слева,
справа; запоминать расположение фигур.
Демонстрационный материал: на фланелеграфе располагают
5 фигур в следующем порядке: посередине — треугольник, вверху — квадрат, внизу
— прямоугольник, слева — фигура овальном формы, справа — круг.
Раздаточный материал: карточки с 2 свободными полосками
и подносы с мелкими игрушками: елочками и грибками
Ход занятия.
1-я часть (игровое упражнение «Что изменилось?»).
Педагог объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться
запоминать, где какая фигура находится. Для этого нужно назвать их по порядку:
сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху и внизу;
слева и справа». Вызывают 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет
фигуры, место их расположения. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как
он хочет, назвать их и место их расположения. Затем ребенок становится спиной к
фланелеграфу, в воспитатель меняет местами фигуры, расположенные слева и
справа. Ребенок поворачивается и угадывает, что изменилось. Наконец, все дети
вместе по указанию педагога называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет
местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
2-я часть (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель предлагает детям вспомнить, до какого числа они научились считать
на прошлом занятии, и сообщает, чем сегодня будут заниматься — еще! раз
поучатся считать до 7. Дает следующее задание: на верхнюю полоску карточки
поставить 5 елочек, затем на нижнюю полоску — 6 грибков. Предлагает вопросы:
«Больше елочек или грибков? Сколько грибков? Чего меньше? Сколько елочек?
Какое число больше (меньше): 5 или 6? Как сделать, чтобы елочек и грибков
стало поровну?»
По просьбе воспитателя дети добавляют 1 елочку и
отвечают на вопросы: «Сколько стало елочек? Как получилось 6 елочек?»
Сравнивают количество елочек и грибков. «Как сделать, чтобы грибков стало 5?
Уберите грибок. Сколько их стало? Как получилось 5 грибков? Если к 5 грибкам
прибавить 1, сколько их станет? Добавьте грибок. Сколько стало грибков? Кто
догадается, сколько станет грибков, если к 6 грибкам добавить 1? Добавьте 1
грибок. Сколько их стало? Как получилось 7 грибков? Какое число больше: 6 или
7? Как вы догадались, что 7 больше 6?» — спрашивает педагог, побуждая детей
обосновывать свое суждение, употреблять слова лишний, не хватает. «Что надо
сделать, чтобы елочек и грибков стало поровну — по 7? А по 6?» (Количество
предметов в обеих группах доводят до 7.) Все вместе, (хором) дети пересчитывают
игрушки. |