Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из
группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношения между
понятиями «один» и «много»; употреблять слова много, один, по одному, ни
одного, согласовывать числительное один с существительными в роде и числе.
Демонстрационный материал. Наборы игрушек: курочка с
цыплятами, машина с елочками (цветными плоскостными изображениями на
подставках. Цыплят и елочек столько же, сколько детей в группе).
Организация обстановки. Детей рассаживают полукругом
перед детским столом, на котором под салфеткой (или за ширмочкой) находятся
игрушки — курочка с цыплятами.
Ход занятия.
«Ко-ко, ко-ко — произносит педагог и спрашивает:— Кто это
кричит? (Показывает игрушку-курочку.) Кто это? Сколько курочек? Кого она
зовет?» Педагог снимает салфетку и обращает
внимание малышей на то, как много цыплят. Слово
«много» выделяется интонацией. Взяв 1 цыпленка, воспитатель спрашивает:
«Сколько у меня цыплят? Правильно. У меня один цыпленок! А у курочки сколько
цыплят? Да, у курочки много цыплят», — подтверждает педагог ответы детей.
Затем вызывает детей по очереди и предлагает взять по
1 цыпленку, далее просит 3—4 малышей сказать, сколько они взяли цыплят.
Подчеркивает, что каждый ребенок берет по 1 цыпленку, а - у курочки цыплят
остается все меньше и меньше и, наконец, не остается ни 1. Выражения «по
одному», «ни одного» выделяются интонацией. Выясняет, как получилось, что у
курочки не осталось ни одного цыпленка: все дети взяли по 1 цыпленку.
По предложению педагога дети рассматривают цыплят.
Воспитатель задает вопросы: «Какого цвета цыплята? Сколько цыплят у каждого из
вас?» На вопросы отвечают по 2—3 ребенка. Педагог обобщает их ответы: «У Сережи
1 цыпленок, у Коли 1, у Оли тоже 1, у всех по 1 цыпленку, а у курочки не
осталось ни одного цыпленка. Сколько у курочки цыплят? Давайте все вместе
скажем: ни одного цыпленка! «Ко-ко, ко-ко!»— зовет курочка своих цыплят. Как
сделать, чтобы у курочки стало много цыплят? У курочки станет много цыплят,
если ей все принесут по 1 цыпленку». Поочередно вызывает детей к столу,
спрашивает каждого из них, сколько цыплят он принес курочке, подчеркивая
результат действия каждого: «Кирюша дал курочке цыпленка, Катя принесла 1 и Оля
еще 1, цыплят становится все больше и больше!» Когда все цыплята окажутся на
столе, следует выяснить, сколько цыплят стало у курочки, затем сделать
обобщение: «Все принесли по 1 цыпленку, и у курочки стало много цыплят. Какого
цвета цыплятки? Да, все цыплятки желтенькие! У курочки много цыплят. А сколько
курочек? Правильно, курочка 1. Кого больше: курочек или цыплят? Правильно,
цыплят больше, их много, а курочка только 1. Много больше, чем один. Один
меньше, чем много».
Педагог вызывает 2—3 детей, просит их взять по 1
цыпленку и показать своих цыплят остальным детям, сказать, у кого сколько
цыплят. Предлагает вопросы: «Сколько цыплят взял Коля (Наташа и Таня)? Сколько
цыплят у остальных детей? Сколько цыплят у курочки? У кого больше цыплят: у
Коли или у курочки?» И т. п.
Далее аналогичная работа проводится с елочками.
Сначала малышам раздают по 1 елочке, а потом они сажают свои елочки. В заключение
обращают внимание на то, как много стало елочек: «Вырос целый лес!»
Примечание. Для закрепления у детей умения выделять
предметы из группы и объединять их в группы, а также активизировать
использование в речи слов много, один, по одному, ни одного следует планировать
еще 2 занятия (2-е и 3-е). |