Цель. Упражнять детей в сравнении предметов по ширине,
учить их пользоваться словами шире, уже, широкий, узкий; продолжать закреплять
умение определять местоположение предметов: вверху, внизу, слева, справа.
Демонстрационный материал. На столе построен мост из 2
кубов и 1 дощечки. У педагога еще 1 дощечка, равная первой по длине, но уже ее
на 10 см. На полу протянуты шнуры (границы) узкого и широкого мостиков.
Раздаточный материал. У каждого ребенка коробочка с 6
или 7 утятами и 2 полоски из бумаги разного цвета, разной ширины, равные по
длине. Разница полосок по ширине — 3 см.
Ход занятия.
1-я часть. Малышам предлагают встать вокруг
стола. «Посмотрите, дети,— говорит воспитатель.— Мы с Сережей
строим мостик. Подобрали дощечки. Одинаковые ли они по длине? Как проверить?
Коля, положи дощечки рядом, подравняй их концы. Что можно сказать о длине
дощечек? Правильно, они равны по длине, ни 1 конец у дощечки не выступает.
Сначала я положу эту дощечку! (Педагог кладет широкую дощечку.) Миша покатит
машину. Прошла машина по мостику? А если я положу вот эту дощечку (заменяет
широкую дощечку узкой), то пройдет ли теперь машина? Катя покажет. Почему
машина не прошла? Как проверить, какая дощечка уже, какая — шире?»
Дощечки сравнивают по ширине приложением, выясняют, какая из
них шире (уже)
и какую надо
взять для мостика.
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Детям
предлагают сесть за столы, взять полоски и задают вопросы: «Какого цвета
полоска уже (шире)? Как узнать?» («Приложить полоски друг к другу по ширине,
подравнять их края вверху».)
Выяснив, какая полоска шире (уже), воспитатель дает
задание: положить вверху узкую полоску, а внизу (под ней) — широкую, затем
поставить на узкую полоску 1 утенка, а на широкую — много утят
В заключение воспитатель спрашивает: «Шире или уже
полоска, на которой 1 утенок (много утят)?»
3-я часть. Детям предлагают поиграть в «поезд». «Я
буду электровозом, а вы — вагончиками»,— говорит педагог Поезд идет по
широкому и узкому мостикам. |