Цель. Начать учить детей выяснять, в какой из групп
больше (меньше) предметов или в них предметов поровну, пользуясь приемом
приложения; упражнять в раскладывании предметов правой рукой слева направо;
приучать детей пользоваться словами и выражениями «столько, сколько»,
«поровну», «больше, меньше» (по количеству), отражать в речи количественные
отношения в связи друг с другом: «Белых утят больше, чем желтых, желтых утят
меньше, чем белых», «Белых утят столько, сколько желтых»; упражнять в сравнении
предметов, контрастных по высоте.
Демонстрационный материал: наборное полотно,
изображения 4 белых и 4 желтых утят.
Раздаточный материал: карточки с 2 свободными полосками
и тарелочки. На тарелочке 3 белых и 4 желтых утенка.
Ход занятия
1-я часть. На наборном полотне в 1 ряд воспитатель
размещает 4 желтых и 4 белых утенка и предлагает детям вопросы: «Что это?
Сколько утят? Какого цвета утята? Сколько желтых (белых) утят? Как узнать,
поровну ли белых и желтых утят?» Далее объясняет: «Чтобы узнать, поровну ли
утят, надо белых утят приложить к желтым, поставить их парами». Он размещает
утят в 2 ряда, напоминая детям, что брать их надо правой рукой и располагать
слева направо, точно один под одним. Затем спрашивает: «Хватило ли белых утят?
Поровну ли белых и желтых утят? Как мы узнали, что утят поровну?» Убирает. 1
желтого утенка и снова спрашивает: «Поровну ли теперь утят?» Проводит рукой
вдоль наборного полотна, попеременно указывая на желтых и белых утят, и
останавливается на лишнем белом утенке: «1 белый утенок оказался лишним.
Значит, белых утят больше, чем желтых. 1 желтого утенка не хватает, их меньше,
чем белых. Каких утят больше (меньше)?» Вызванный ребенок показывает лишнего
утенка. Воспитатель убирает 1 белого утенка, потом еще 1. Каждый раз выясняет,
поровну ли утят, каких утят больше (меньше).
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Обращаясь
к детям, педагог спрашивает их: «Поровну ли утят, как узнать?» Затем дает
задание: поставить желтых утят на верхнюю полоску, а белых — на нижнюю, точно
один под одним.
Предлагает вопросы: «Больше (меньше) желтых или белых
утят? Покажите лишнего утенка, уберите его. Поровну ли стало утят?»
3-я часть. Педагог спрашивает детей: «Чей стул выше:
мой или ваш? Почему?» Чтобы выяснить это, предлагает 2—3 малышам помериться с
ним ростом.
|