Цель. Учить детей находить много предметов и 1 предмет
в специально подготовленной обстановке; называть эти количества предметов,
согласовывать числительное один с существительными, пользоваться выражениями
типа «1 петушок и много зайчиков» или «зайчик 1, а петушков много»; упражнять в
выделении отдельных предметов из группы и в объединении предметов в группу, в
употреблении слов много, один, по одному, ни одного; продолжать развивать
умение видеть признаки, общие для всех предметов группы, и признаки, общие лишь
для части ее предметов.
Организация обстановки. До занятия педагог расставляет
игрушки. На одни столы или стулья он ставит по 1 игрушке, например петушка, зайчика, кубик и
пр., а на другие — по нескольку таких же игрушек (3 петушка, 4 зайчика, 5
кубиков и пр.). Всего используются 4—5 видов игрушек. Они должны быть
небольшими по размеру, чтобы ребенок мог взять в руки сразу всю группу
предметов. На подоконник ставят 2 вазы. Одна из них с красными и белыми
цветами, вторая — пустая (цветов столько же, сколько детей в группе). Детей
рассаживают полукругом перед столом, на который они должны будут приносить
игрушки.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель обращает внимание малышей на
игрушки, расставленные на стульях и столах. Он указывает на тот или иной стол
или стул. Дети называют, сколько каких на нем игрушек. Далее объясняет задание
и показывает способ его выполнения: «Сегодня вы поучитесь приносить столько
игрушек, сколько я скажу. Если я скажу, что надо принести 1 зайчика, вы подойдете
к столу, где стоит 1 зайчик, возьмете его и принесете на стол. Вот так
(показывает) и расскажете: «Я принесла 1 зайчика». Если я скажу, что надо
принести много петушков, вы найдете, где стоит много петушков, и принесете их
на этот стол. А потом скажете: «Я принес много петушков».
Педагог просит ребенка принести одного петушка, затем
другого, много зайчиков. Дети рассказывают, сколько и каких игрушек они
принесли. Если ребенок затрудняется, следует предложить дополнительные
вопросы: «Что ты принес? Сколько петушков?» Воспитатель просит одного из детей
рассказать, что теперь стоит на столе. («1 петушок и много зайчиков».) Игрушки
убирают и дают аналогичные задания. Всего вызывают 7—8 детей.
2-я часть. Педагог приносит букет, составленный из
белых и красных цветов. Внимание малышей обращают на то, какой больший букет,
в нем много цветов. По указанию воспитателя дети берут по 1 цветку. Задают
вопросы: «Какого цвета цветы? Сколько их у каждого?» Выясняют, что много белых
цветов и красных тоже много. Действуя поочередно, дети помещают цветы в вазы.
Красные — в одну, а белые — в другую. Выясняют, сколько цветов стало в каждой
вазе и какого они цвета. Далее педагог говорит, что в вазах стало много цветов,
получились красивые букеты, и спрашивает: «Для чего нам нужны цветы? Куда мы их
поставим?»
|