Цель. Учить детей различать и правильно называть круг
и квадрат; упражнять в обследовании моделей фигур путем обведения их контуров
пальцем и прослеживания взглядом за движением руки; продолжать учить детей
находить много предметов и 1 предмет в специально подготовленной обстановке,
рассказывать, сколько и каких предметов, пользуясь сложносочиненными
предложениями.
Демонстрационный материал: фланелеграф, большой синий
круг и желтый квадрат; наборы игрушек и вещей.
Раздаточный материал: круг и квадрат такие же, как у
воспитателя.
Организация обстановки. До занятия в разных местах
размещают группы предметов (игрушки или вещи) и единичные предметы. В группы
могут входить предметы одного вида, но различающиеся цветом или размерами.
Например, на ковре размещается много синих и красных кирпичиков и 1 куб, на
столике — 1 чайник и много больших маленьких чашек и т. п.
Ход занятия.
1-я часть. Педагог показывает круг и спрашивает: «Что
это?» Предлагает найти такую фигуру у себя и показать. Затем предъявляет
квадрат: «А это что? Это квадрат. Найдите и
покажите квадрат. Что показал Алеша? А Ира? (Фигуры помещаются на фланелеграф.)
Я обведу круг, а вы мне помогайте. Что вы
обвели? А теперь обведем квадрат! Прямо ведем палец, вот это уголок, поворачиваем
палец, еще уголок, опять поворачиваем палец ... Теперь обведите пальцем свой
круг, а потом квадрат. Что вы обвели? Давайте все вместе скажем: квадрат/
Покатайте круг! Катится круг? Покатайте квадрат! Почему квадрат не катится?
Посмотрите, я наложу круг на квадрат. Как много углов у квадрата! (Показывает
углы.) Квадрат не катится. Мешают углы! У круга нет углов. Круг катится».
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Малышам
предлагают взять в правую руку карточку с квадратами, а в левую — с кругами,
затем положить карточки перед собой.
Дают задание: придерживая карточку левой рукой, указательным
пальцем правой обвести круги, а потом квадраты. Воспитатель помогает, держа
руку ребенка и вместе производя нужное действие. В ходе работы он спрашивает
малышей, что они обводят.
3-я часть. Педагог говорит, что петрушка построил
поезд. Может ли поезд идти? Почему не может? Выясняется, что у вагончиков нет
колес. «Из чего можно сделать колеса? Почему? А можно ли их сделать из
квадратов? Нет! Почему?» Вызванный ребенок пробует катить круг и квадрат.
Далее воспитатель вызывает детей одного за другим и
каждому предлагает найти круг и прикрепить к вагончику.
В заключение он спрашивает: «Сколько колес у поезда?
Сколько колес прикрепил Петя? Сколько Оля? Сколько Витя?»
Поезд отправляется в путь, дает гудок: у-у-у! Делая
круговые движения руками, дети вместе с педагогом произносят: «Чу-чу, чу-чу
...» |