Цель. Познакомить детей со способом сравнения 2
предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее,
короче; продолжать закреплять представления детей о пространственном положении
предметов: вверху, внизу, упражнять в различении правой и левой руки.
Демонстрационный материал: фланелеграф, 2 желтые
полоски (одна полоска длиннее другой на 10 см), цветные изображения домика и
лошадки.
Раздаточный материал: у каждого ребенка — матрешка и 2
бумажные полоски желтого цвета разной длины (разнице в длине — 5 см).
Ход занятия.
1-я часть. Педагог показывает 2 желтые полоски и
спрашивает: «Какого цвета полоски?» А затем говорит: «Сейчас мы будем учиться
сравнивать полоски по длине. Какая полоска длиннее? Как узнать? Посмотрите, я
приложу одну полоску к другой, слева подравняю их концы, вот так! Видите,
правый конец полоски выступает, значит, она длиннее вот этой, а эта полоска
короче этой».
В ходе объяснения воспитатель проводит рукой вдоль той
и другой полоски. «Оля, покажи, какая полоска длиннее. Проведи по ней пальчиком!
Длиннее эта полоска или короче? Да, она длиннее. Давайте все вместе скажем:
длиннее! Дима, покажи, какая полоска короче. Короче эта полоска или длиннее?
Да, она короче. Посмотрите! Эти полоски как будто дорожки. А здесь будет
домик!»
Педагог ставит у конца длинной полоски домик и
спрашивает: «Где дорожка короче: вверху или внизу? А где длиннее?» Затем
проводит вдоль дорожек рукой: «Правильно, вверху дорожка короче, а внизу
длиннее. Сейчас лошадка побежит по дорожкам". (Перемещает цветное
изображение лошадки (или игрушку) вдоль короткой дорожки.) Стоп! Дорожка кончилась. Добежала лошадка до домика? Почему? А теперь лошадка
побежит по другой дорожке. Добежала лошадка до домика? Почему? Поменяем
дорожки местами. Где дорожка длиннее: вверху или внизу? А где короче? Как, вы
догадались? Правильно, конец этой дорожки выступает, значит, она длиннее. А у
этой дорожки не хватает маленького' кусочка, значит, она короче».
2-я часть (работа с раздаточным материалом). «Ребята,
возьмите полоски. Это как будто дорожки. Как узнать, какая дорожка длиннее?
Приложите дорожки одну к другой, подравняйте их концы слева. Какая дорожка
длиннее? Проведите по ней пальчиком. А какая дорожка короче? Проведите и по
ней пальчиком. Возьмите матрешку в правую руку, пусть матрешка погуляет по
дорожкам. Какая дорожка короче? Ведите по ней матрешку! Какая дорожка длиннее?
Пусть матрешка по ней пройдет».
Воспитатель подходит к некоторым детям и просит их
показать, какая дорожка длиннее (короче), спрашивает: «Эта дорожка длиннее или
короче?» |