Первые сведения о геометрических фигурах дети получают
в играх. В начале учебного года в группу вносят набор шаров, строительные
материалы, геометрическую мозаику и др. Играя с детьми, педагог с самого начала
употребляет правильные названия геометрических фигур, но не стремится к тому,
чтобы дети их запоминали.
В этот период важно развивать восприятие детей,
накопить у них представления о разнообразных формах. В группах раннего возраста
детей учили различать шар и куб. Однако некоторые дети приходят во вторую
младшую группу впервые, поэтому целесообразно начать работу со знакомства с
этими фигурами. Занимаясь с подгруппой малышей, педагог показывает и называет
шар и производит разнообразные действия с ним: катает его по столу, между
ладонями, перекатывает из руки в руку. В процессе действий он приговаривает:
«Шар катится. Я перекатила шар из руки в руку». Каждому ребенку предлагает
взять шар и производить с ним такие же действия. Затем выясняет, какого цвета
шар у каждого из малышей, катится ли он, и заключает: «У Коли красный шар, он
катится. У Нины — синий, он катится, у Сережи — зеленый, он тоже катится. Все
шары катятся».
Аналогичным образом детей знакомят с кубом. Но так как
у них уже имеется опыт обследования формы предметов, то им сразу предъявляют
модели кубов разных размеров. Педагог сначала показывает и называет куб. А
затем, предъявляя 2 куба контрастных размеров, спрашивает: «Что это? Какого
цвета кубы? Какой куб больше (меньше)?» Дети ощупывают куб, обводят пальчиком
его грани, обхватывают руками, пробуют катить и убеждаются в его устойчивости.
Они ставят маленький куб на большой, выбирают кубы из других предметов, делают
из них простейшие постройки и т. п.
Далее проводят упражнения на сопоставление и
группировку моделей этих фигур. Малышам предлагают подобрать пары или выбрать
несколько шаров или кубов по образцу: «Покажи куб (шар)» (среди 3—4 фигур),
«Найди шар (куб) такого же цвета (размера)» (шары и кубы в этом случае
различаются цветом или размером), «Отбери все большие кубы (шары)» (кубики и
шарики разных цветов и двух контрастных размеров). Выполнив задание, ребенок
называет признаки, общие для пары или группы предметов. («Все кубы большие».)
Различение кубов и шаров теперь входит в упражнения на
уравнивание предметов по заданным признакам (подбор пар, составление групп),
т. е. тесно увязывается с работой по формированию представлений о множестве.
Для развития навыков обследования формы и накопления
соответствующих представлений организуются игры для детей с досками, в вырезы
которых вставляются модели плоских фигур квадрата, круга, треугольника,
прямоугольника, и с ящиками, в отверстия которых опускают модели
пространственных фигур: шара, куба, параллелепипеда (кирпичика), треугольной
призмы Детям показывают и объясняют, что каждая фигура помещается (или
проходит) только в вырез (отверстие) своей формы. («Шарик круглый, и отверстие
такое же круглое».) Обводя указательным пальцем контур модели или границы
отверстия (выреза), педагог обучает детей приему осязательно-двигательного
обследования формы предметов. Если малыш затрудняется обвести контур модели
(отверстия и пр.), то надо помочь ему, проделывая рукой ребенка нужные
движения.
В дальнейшем можно попросить ребенка сначала показать
нужное отверстие, а потом действовать. Дети овладевают умением сравнивать форму
предметов не механическим подбором (с помощью рук), а иа глаз.
На основе накопленного сенсорного опыта на специальных
занятиях детей учат различать и называть круги, квадраты, треугольники. Модели
геометрических фигур сравниваются попарно: круг и квадрат, квадрат и
треугольник, треугольник и круг. Предъявляются фигуры, окрашенные в разные
цвета, такие фигуры сравнивать легче, чем фигуры одного цвета.
Выделение признаков формы достигается путем
варьирования несущественных (в этом случае) признаков моделей фигур (цвета и
размера). Однако, когда фигуры сравниваются впервые, для демонстрации и в
качестве раздаточного материала используют модели фигур, одинаковые по окраске
и размерам. В дальнейшем детям дают фигуры, отличающиеся сначала цветом, а
затем и размерами.
Существенное значение придается обучению малышей приемам
обведения контуров моделей геометрических фигур и прослеживания взглядом за
движением руки. Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей
показать такую же. Далее неоднократно обводит контур фигуры указательным
пальцем, привлекая детей к совместному действию «в воздухе». Движение пальца по
контуру завершается проведением рукой по всей поверхности фигуры. Дети следят
за движением руки педагога, а после сами обводят модель фигуры и называют ее.
Используя карточки, на которых изображены 2—3 фигуры, детей упражняют в
обведении контуров.
Свойства формы выявляют, предлагая детям проделать то
или иное действие. Так, катая фигуры, малыши выясняют, что круг катится, а
квадрат не катится. «Почему квадрат не катится?» — «Мешают углы. У круга нет
углов, круг катится».
1. Фигура — геометрическое понятие. Для формирования
понятия о фигурах (круг, квадрат, треугольник и др.) используют их наглядные
модели, изготовленные из бумаги, картона, дерева, пластика и т. п.
2.Дети упражняются в различении и назывании фигур. Для
этого им дают, например, такие задания: «Возьми круг в правую, а квадрат в
левую руку», «Положи все круги на нижнюю полоску карточки, а квадраты на
верхнюю», «Какая фигура у тебя в правой руке?» Полезны также игры: «Найди
такую же фигуру» (дети находят фигуру такой же формы, как в руках у
воспитателя), «Найди свой домик» (домики обозначаются значками разной формы),
«Подбери колеса к машине, к поезду» (дети выбирают круги из набора разных
фигур), «Домино», «Выкладывание орнамента».
В результате в конце учебного года дети умеют находить
среди разнообразных фигур круги, квадраты и треугольники, несмотря на то, что
они могут быть представлены моделями разной окраски и размера. |