КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Повторение пройденного. В начале учебного года
воспитатели средней группы обнаруживают, что за лето дети в какой-то мере
утратили знания, приобретенные ими в младшей группе. В среднюю группу приходят
и новички. Оказывается необходимым 5—6 занятий посвятить повторению пройденного
н подготовить детей к восприятию нового материала. Закрепляют главным образом
представления, умения и навыки, которые необходимы для обучения счету и
ознакомления с числами.
Для
повторения пройденного используются упражнения, рекомендуемые программой 2-й
младшей группы, но в несколько усложненном виде. Упражнения комбинируются, что
позволяет параллельно решить 2—3 программные задачи.
Основное внимание в этот период уделяют упражнениям в
сравнении численностей
двух множеств (групп). Детей учат
выяснять, в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.
Воспитатель напоминает им способы практического сопоставления групп: наложения
и приложения.
Важно научить детей отделять количественную сторону от
других признаков предметов. Это достигается варьированием несущественных
признаков групп: цвета и размера входящих в них предметов, их пространственного
расположения.
Действия с группами предметов, разными по
количественному составу, вызывают у детей потребность точно определять их
число. Создаются условия для усвоения счета. На этих занятиях уточняют некоторые
пространственные представления, закрепляют умение различать правую и левую
руку, раскладывать предметы слева направо правой рукой, понимать выражения
верхняя и нижняя (полоски), слева направо.
Дети упражняются в обследовании моделей геометрических
фигур (круга, квадрата, треугольника) осязательно-двигательным и зрительным
путем, учатся узнавать их независимо от различий в цвете и размере. Закрепляют
представления детей о размерных отношениях (длиннее — короче, шире — уже,
больше — меньше) и умение пользоваться приемами приложения и наложения для
выявления соответствующих отношений.
Важно уже на первых занятиях вызвать у детей интерес к
ним и продолжать развивать умение заниматься.
Обучение счету в пределах 5. Обучение счету должно
помочь детям понять цель данной деятельности (только сосчитав предметы, можно
точно ответить на вопрос сколько?) и овладеть ее средствами: называнием
числительных по порядку и соотнесением их к каждому элементу группы.
Четырехлетним детям трудно одновременно усвоить обе стороны этой деятельности.
Поэтому в средней группе обучение счету рекомендуется осуществлять в два этапа.
На первом этапе на основе сравнения численностей двух групп предметов детям раскрывают цель данной
деятельности (найти итоговое число). Их учат различать группы предметов в 1 и
2, 2 и 3 элемента и называть итоговое число на основе счета воспитателя. Такое
«сотрудничество» осуществляется на первых двух занятиях.
Сравнивая 2 группы предметов, расположенные в 2 параллельных
ряда, одна под другой, дети видят, в какой Группе больше (меньше) предметов или
их в обеих поровну. Они обозначают эти различия словами-числительными и
убеждаются: в группах поровну предметов, их количество обозначается одним и
тем же словом (2 красных кружка и 2 синих кружка), добавили (убрали) I предмет,
их стало больше (меньше), и группа стала обозначаться новым словом. Дети
начинают понимать, что каждое число обозначает определенное количество
предметов, постепенно усваивают связи между числами (2 >1, 1 < 2 и т. д.).
Организуя сравнение 2 совокупностей предметов, в одной
из которых на 1 предмет больше, чем в другой, педагог считает предметы и
акцентирует внимание детей иа итоговом числе. Он сначала выясняет, каких
предметов больше (меньше), а затем — какое число больше, какое меньше. Основой
для сравнения чисел служит различение детьми численностей множеств (групп) предметов и наименование их
словами-числительными.
Важно, чтобы дети увидели не только то, как можно
получить последующее число (л + 1), но и то, как можно получить предыдущее
число: 1 из 2, 2 из 3 и т. п. (п — 1). Воспитатель то увеличивает группу,
добавляя 1 предмет, то уменьшает, удаляя из нее 1 предмет. Каждый раз выясняя,
каких предметов больше, каких — меньше, переходит к сравнению чисел. Он учит детей
указывать не только, какое число больше, но и какое меньше (2>І, 1 < 2, 3 > 2, 2<3 и т. д.). Отношения
«больше», «меньше» всегда рассматриваются в связи друг с другом. В ходе работы
педагог постоянно подчеркивает: чтобы узнать, сколько всего предметов, надо их
сосчитать. Акцентируя внимание детей на итоговом числе, педагог сопровождает
называние его обобщающим жестом (обведение группы предметов рукой) и именует
(т. е. произносит название самого предмета). В процессе счета числа не
именуются (1, 2, 3 — всего грибочка).
Детей побуждают называть и показывать, где 1, где 2,
где 3 предмета, что служит установлению ассоциативных связей между группами,
содержащими 1, 2, 3 предмета, и соответствующими словами-числительными.
Большое внимание уделяют отражению в речи детей результатов
сравнения совокупностей предметов и чисел. («Матрешек больше, чем петушков.
Петушков меньше, чем матрешек. 2 больше, а I меньше, 2 больше, чем 1, 1 меньше,
чем 2».)
На втором этапе дети овладевают счетными операциями.
После того как дети научатся различать множества (группы), содержащие 1 и 2, 2
и 3 предмета, и поймут, что точно ответить иа вопрос сколько? можно, лишь
сосчитав предметы, их учат вести счет предметов в пределах 3, затем 4 и 5.
С первых занятий обучение счету должно строиться так,
чтобы дети поняли, как образуется каждое последующее (предыдущее) число, т. е.
общий принцип построения натурального ряда. Поэтому показу образования каждого
следующего числа предпосылается повторение того, как было получено предыдущее
число.
Последовательное сравнение 2—3 чисел позволяет
показать детям, что любое натуральное число больше одного и меньше другого,
«соседнего» (3 <С 4 <С 5), разумеется, кроме единицы, меньше которой нет
ни одного натурального числа. В дальнейшем на этой основе дети поймут
относительность понятий «больше», «меньше».
Они должны научиться самостоятельно преобразовывать
множества предметов. Например, решать, как сделать, чтобы предметов стало
поровну, что надо сделать, чтобы стало (осталось) 3 предмета вместо 2 (вместо
4) и т. п.
В средней группе тщательно отрабатывают счетные
навыки. Воспитатель многократно показывает и разъясняет приемы счета, приучает
детей вести счет предметов правой рукой слева направо; в процессе счета
указывать на предметы по порядку, дотрагиваясь до них рукой; назвав последнее
числительное, сделать обобщающий жест, обвести группу предметов рукой.
Дети обычно затрудняются в согласовании числительных с
существительными" (числительное один заменяют словом раз) Воспитатель
подбирает для счета предметы мужского, женского и среднего рода (например,
цветные изображения яблок, слив, груш) и показывает, как в зависимости от того,
какие предметы пересчитываются, изменяются слова один, два (см. занятие на с.
69). Ребенок считает: «Раз, два, три» Педагог останавливает его, берет в руки
одного мишку и спрашивает: «Сколько у меня мишек?» — «Один мишка»,— отвечает
ребенок. «Правильно, один мишка: Нельзя сказать «раз мишка» И считать надо так
один, два...»
Для закрепления навыков счета используется большое
количество упражнений. Чтобы создать предпосылки для самостоятельного счета,
меняют счетный материал, обстановку занятий, чередуют коллективную работу с
самостоятельной работой детей с пособиями, разнообразят приемы. Используются
разнообразные игровые упражнения, в том числе такие, которые позволяют не
только закреплять умение вести счет предметов, но и формировать представления о
форме, размере, способствуют развитию ориентировки в пространстве. Счет
связывают со сравнением размеров предметов, с различением геометрических фигур
и выделением их признаков; с определением пространственных направлений (слева,
справа, впереди, сзади).
Детям предлагают найти определенное количество
предметов в окружающей обстановке. Вначале ребенку дают образец (карточку). Он
ищет, каких игрушек или вещей столько же, сколько кружков на карточке. Позднее
дети учатся действовать лишь по слову. («Найди 4 игрушки».) Проводя работу с
раздаточным материалом, надо учесть, что дети еще не умеют отсчитывать
предметы. Задания вначале даются такие, которые требуют от них умения считать,
но не отсчитывать.
Обучение приемам отсчета предметов. После того как
дети научатся вести счет предметов, их учат отсчитывать предметы,
самостоятельно создавать группы, содержащие определенное число предметов.
Данной работе отводят 6—7 занятий. На этих занятиях параллельно идет работа и
по другим разделам программы.
Обучение отсчету предметов начинают с показа его
приемов. Обычно новый способ действия поглощает внимание ребенка, и он
забывает, сколько предметов надо отсчитать. Многие дети, отсчитывая, соотносят
числительные не с предметами, а со своими движениями, например, берут в руку
предмет и произносят один, ставят его и говорят два. Объясняя способ действия,
воспитатель подчеркивает необходимость запомнить число, показывает и
разъясняет, что предмет надо брать молча и только тогда, когда он поставлен,
называть число. При проведении первых упражнений детям дается образец
{карточка с кружками или рисунками предметов). Ребенок отсчитывает по образцу
столько игрушек (или вещей), сколько кружков на карточке. Карточка служит
средством контроля за результатами действия. Дети считают кружки сначала вслух,
а в дальнейшем про себя. Кружки на карточке-образце могут быть расположены
по-разному. Вначале ребенок получает образец в руки, а позднее педагог его
только показывает. Особенно полезны упражнения в уравнивании совокупностей
предметов типа «Отсчитай и принеси столько пальто, чтобы всем куклам хватило».
Ребенок считает игрушки и приносит требуемое. Данные упражнения позволяют
подчеркнуть значение счета.
На третьем занятии дети учатся отсчитывать предметы по
названному числу («Отсчитай и принеси 4 зайчика»). Педагог постоянно
предупреждает их о необходимости запоминать числа. От упражнения в
воспроизведении одной группы дети переходят к составлению сразу двух групп, к
запоминанию двух чисел («Принеси 3 зайчика и 4 морковки»). Давая такие задания,
называют соседние в натуральном ряду числа. Это позволяет попутно упражнять
детей в сравнении чисел.
Детям предлагают не только отсчитать определенное
количество предметов, но и расположить их в определенном месте, например,
поставить на верхнюю или нижнюю полочку, положить на столе слева или справа и
т. п. Воспитатель меняет количественные соотношения между одними и теми же
предметами, а также место их расположения. Устанавливаются связи между числом,
качественными признаками и пространственным расположением предметов. Дети все
более самостоятельно, не ожидая дополнительных вопросов, рассказывают о том,
сколько, каких предметов и где расположено. Результаты отсчета они проверяют,
пересчитывая предметы.
На последующих 2—3 занятиях детям предлагают сделать
так.
1 Приемы отсчета могут быть показаны детям и раньше, в
ходе обучения счету. Это позволяет разнообразить работу с раздаточным
материалом. Но в этот период не дается установок на запоминание итогового числа
и при необходимости педагог его напоминает, чтобы разных предметов было
поровну. (3 круга, 3 квадрата, 3 прямоугольника — всех фигур по 3.)
Общим признаком для всех групп предметов в данном
случае является равное их количество. После таких упражнений дети начинают
понимать обобщающее значение итогового числа.
Показ независимости числа предметов от их
пространственных признаков. Дети научаются (в итоге 8—10 занятий) вести счет и
отсчет предметов. Однако это не означает, что у них сложилось представление о
числе. Воспитатели часто сталкиваются с фактом, когда ребенок, пересчитав
предметы, оценивает как большую группу ту, в которой предметов меньше, но они
более крупного размера. Как большую дети оценивают и группу предметов,
занимающую большую площадь, несмотря на то, что в ней может быть меньше
предметов, чем в другой, занимающей меньшую площадь.
Ребенку трудно отвлечься от многообразных свойств и
признаков предметов, составляющих множества. Пересчитав предметы, он может тут
же забыть результат счета и оценивает количество, ориентируясь на
пространственные признаки, выраженные более ярко. Внимание детей обращают на
то, что число предметов не зависит от пространственных признаков: размера
предметов, формы их расположения, площади, которую они занимают. Этому,
посвящаются 2—3 специальных занятия, а в дальнейшем до конца учебного года к
ним периодически возвращаются не менее 3—4 раз (например, когда дети учатся
воспроизводить множества предметов).
Параллельно детей упражняют в сравнении предметов
разных размеров (по длине, ширине, высоте и др.), уточняют некоторые
пространственные представления, учат понимать и пользоваться словами слева и
справа, вверху и внизу, верхняя и нижняя, близко и далеко; располагать предметы
в один ряд слева и справа, по кругу, парами и т. д.
- Независимость числа предметов от их пространственных
признаков выясняют на основе сравнения совокупностей предметов, отличающихся
либо размерами, либо формой расположения, либо расстояниями между предметами
(площадью, которую они занимают). Постоянно изменяют количественные отношения
между совокупностями (например, крупных и мелких предметов оказывается то
поровну, то больше мелких, чем крупных, то больше крупных, чем мелких, и т.
п.). Количественные различия между совокупностями допустимы в пределах ± 1
предмет.
Дети уже познакомились с образованием всех чисел в пределах
5, поэтому можно сразу на первом же занятии сравнивать группы, содержащие 3 и
4 или 4 и 5 предметов. Это служит более быстрому обобщению знаний, развитию
умения абстрагировать количество от пространственных признаков множеств
предметов. Работу необходимо организовывать таким образом, чтобы подчеркивать значение
счета и приемов сопоставления множеств для выявления отношений «больше»,
«меньше», «равно».
Детей приучают пользоваться разными приемами практического
сопоставления множеств: наложением, приложением, составлением пар, применением
эквивалентов (заместителей предметов). Эквиваленты применяются тогда, когда
невозможно приложить предметы одной совокупности к предметам другой. Например,
чтобы убедить детей в том, что на одной из карточек нарисовано столько же
предметов, сколько на другой, берутся кружки и накладываются на рисунки одной
карточки, а затем на рисунки другой. В зависимости от того, остался ли лишний
кружок, или их не хватило, или кружков оказалось столько, сколько рисунков на
второй карточке, делается вывод о том, на какой карточке больше (меньше)
предметов или их поровну на обеих карточках.
Применение счета в разных видах детской деятельности.
Закрепление навыков счета требует большого количества упражнений. Упражнения в
счете должны быть почти на каждом занятии до конца учебного года. Однако,
обучая счету, не следует ограничиваться проведением формальных упражнений на
занятиях. Педагог постоянно использует и создает различные жизненные и
игровые ситуации, требующие от детей применения навыков счета. В играх с
куклами, например, дети выясняют, хватит ли посуды для приема гостей, одежды
для того, чтобы собрать кукол на прогулку, и пр. В игре в «магазин» пользуются
чеками-карточками, на которых нарисовано определенное количество предметов или
кружков. Воспитатель своевременно вносит соответствующие атрибуты и
подсказывает игровые действия, включающие счет и отсчет предметов.
В быту часто возникают ситуации, требующие выполнения
счета: по заданию педагога дети выясняют, хватит ли тех или иных пособий или
вещей детям, сидящим за одним столом (коробок с карандашами, подставок, тарелок
и пр.). Дети считают игрушки, которые взяли на прогулку. Собираясь домой,
проверяют, все ли игрушки собраны. Любят ребята и просто пересчитывать
предметы, которые встречаются по пути.
Стремясь углубить представления детей о значении
счета, педагог разъясняет им, для чего люди считают, что они хотят узнать,
когда считают предметы. Он многократно на глазах у детей пересчитывает разные
вещи, выясняя, хватит ли их для всех. Советует детям посмотреть, что считают их
мамы, папы, бабушки.
Счет групп предметов (множеств), воспринимаемых
разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным). Наряду с опорой на
зрительное восприятие (наглядно представленных множеств) важно упражнять детей
в счете множеств, воспринимаемых на слух, на ощупь, учить их вести счет
движений.
Упражнения в счете на ощупь, а также в счете звуков
проводят, не предлагая детям закрывать глаза. Это отвлекает ребят от счета.
Воспитатель извлекает звуки за ширмой, чтобы дети только слышали их, но не
видели движений руки. Они считают на ощупь предметы, помещенные в мешочки. Для
этой цели используют разные пособия. Например, можно считать пуговицы на
карточках, отверстия в дощечке, игрушки в мешочке или под салфеткой и т. п. Соответственно
и звуки извлекаются на разных музыкальных инструментах: барабане, металлофоне,
палочках
Упражняя детей в счете движений, им предлагают
воспроизвести указанное количество движений либо по образцу, либо по
названному числу: «Постучи столько раз, сколько раз ударит молоточек», «Присядь
4 раза». Воспитатель постепенно усложняет характер движений, предлагая детям
притопнуть правой (левой) ногой, поднять левую (правую) руку, наклониться
вперед и т п Однако не следует четырехлетним детям предлагать слишком сложные
движения, это отвлекает их внимание от счета
Сопоставляются множества, воспринятые разными анализа
-торами, что способствует образованию межанализаторных связей и обеспечивает
обобщение знаний о числе Детям предлага' ют, например, поднять руку столько
раз, сколько они услышали звуков, или сколько пуговиц было на карточке, или
сколько игрушек стоит. Данная работа ведется параллельно с упражнения ми в
отсчете предметов и в большой мере увязывается с ними
ВЕЛИЧИНА
Обучение сравнению размера предметов. В I и начале II
квартала упражнениям в сравнении размера предметов отводится небольшая часть
занятий, при этом они чаще увязываются с работой по обучению счету. Цель
упражнений — закрепить умение сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового
разме ра по длине, ширине, высоте, толщине и общему объему, пользуясь приемами
приложения и наложения, а также на глаз Педагог постепенно уменьшает
контрастность в размере предметов до 5—4 см у демонстрационного материала и до
3—2 см у раздаточного. Используются предметы, с которыми дети постоянно
встречаются: шарфики, ленточки, дощечки, веревки, скакалки, листы бумаги,
коробочки, башенки, матрешки и пр. Воспитатель напоминает детям, как
пользоваться приемами приложения и наложения для сравнения разных величин.
Сравнивая размер предметов на глаз, дети посредством приложения проверяют
правильность своего предположения. В их речи должны найти отражение не только
отношения предметов по размеру («длиннее — короче» и др.), но и способы
установления этих отношении. Полезно задавать вопросы «Как узнать, какая
ленточка шире? Как надо приложить? Как можно проверить, что синий шарфик шире
белого?» И т. п Дети будут более осознанно пользоваться соответствующими
ориентировочными действиями.
Bo II
квартале детей впервые начинают учить сравнивать и анализировать размеры
предметов, рассматривая сразу 2 измерения:
длину и ширину. В средней группе ограничиваются сравнением длины и ширины
плоских предметов. Длина или ширина выявляется в ходе сравнения 2 предметов контрастного
размера, отличающихся только длиной либо шириной.
Проводя данную работу, необходимо широко использовать
двигательный анализатор, например предлагать детям провести рукой вдоль
предметов при сравнении их длины, поперек.— при сравнении ширины, снизу вверх
от основания до верхнего края предметов — при сравнении высоты. Внимание детей
обращается на то, по какому предмету пальчик (рука) «дольше бежит»: по
длинному или короткому. Разводя руки или раздвинув пальцы, дети показывают,
какой длины (ширины и др.) предмет. Воспитатель фиксирует их внимание на
степени разведения рук или пальцев: широко раздвинули, немного, чуть-чуть
раздвинули1. Привлечение двигательного анализатора служит более четкому
восприятию детьми размеров предметов.
Дети сравнивают длину и ширину предметов, находят предметы,
равные по ширине, но разные по длине, равные по длине, но не равные по ширине,
равные по длине и ширине. Данной работе посвящают 3 специальных занятия. На них
же параллельно закрепляют материал других разделов «Программы» («Величина»,
«Форма»).
Обучение установлению отношений между 3—5 предметами
по размерам. После того как дети научатся сравнивать размеры (длину, ширину,
высоту) 2 предметов, переходят к упражнениям в установлении отношений между
размерами 3—5 предметов. Дети учатся раскладывать предметы в ряд в порядке
возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и, наконец,
по объему в целом.
Отличие в размерах 2 сравниваемых предметов (в длине,
ширине и т д.) вначале выражено в 5—6 см и постепенно уменьшается до 2 см.
Сначала дети раскладывают 3 предмета в ряд по порядку, ориентируясь на образец
упорядоченного ряда. В дальнейшем они учатся действовать по правилу. Дети усваивают,
например, что разложить предметы в ряд по порядку с самого длинного можно,
выбирая каждый раз самый длинный предмет из оставшихся. Внимание их постоянно
обращается на то, что тот предмет, который был выбран как самый длинный (или
короткий), оказался вдруг короче (длиннее) того, который поместили в ряд перед
ним. Дети должны каждый предмет попарно сравнивать с предметами, находящимися
непосредственно впереди и сзади него. («Красный цилиндр выше синего. Красный
цилиндр ниже желтого».) На этой основе они учатся понимать, что оценка
размеров предметов носит относительный характер. Педагог предлагает детям
назвать размер предметов «по порядку», «пошагать по лесенке вверх и вниз», как
бы фиксируя в их сознании определенность направления ряда (каждый следующий
предмет больше или меньше предыдущего).
Раскладывая полоски и другие предметы разной длины,
дети подравнивают их края слева, а раскладывая предметы разной ширины,
подравнивают (совмещают) верхние или нижние края предметов, добиваясь, чтобы
они находились на одной прямой линии. Некоторые дети затрудняются подравнивать
края с одной стороны. Целесообразно дать им листы бумаги, на которых, например,
вдоль левого края (при сравнении полосок по длине) проведена вертикальная
линия; по ней и равняют полоски.
Большое внимание уделяют развитию глазомера детей. Например,
им предлагают найти на глаз предмет, больший (меньший) образца, равный
образцу, выбрав его из 4—5 предметов. Дети учатся находить предметы, равные
мерке. Мерка теперь используется в качестве промежуточного средства в целях
перехода от прикладывания сопоставляемых предметов друг к другу к глазомерному
действию1.
Упражнения в раскладывании предметов в ряд по размеру
выполняются на 7—8 занятиях во II и III кварталах. Сначала они занимают
основную часть занятий, затем им отводят 4 — 6 мин во второй или третьей части
занятий, посвященных изучению материала других разделов программы.
Знания и навыки, полученные детьми на занятиях по математике,
необходимо систематически закреплять и применять в разных видах детской
деятельности. Дети могут рисовать ленточки, дорожки, равные и не равные по
длине и ширине. Подбирать полоски нужного размера для ремонта книг, коробок.
Ухаживая за растениями уголка природы, сравнивать высоту и толщину стебля,
длину, ширину и толщину листьев и пр.
Вне занятий целесообразно периодически использовать дидактические
игры, позволяющие закреплять и развивать соответствующие знания, умения,
навыки .
ФОРМА
Работа по развитию представлений о форме
осуществляется параллельно и органически, увязывается с обучением счету, с
упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет
установление связи этой работы с обучением разным видам изобразительной
деятельности, так как потребность воссоздать предмет (нарисовать, вылепить,
сконструировать) вызывает необходимость четкого, расчлененного восприятия его
формы.
Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми
их свойствами. В I квартале у детей закрепляют умение различать и правильно
называть круг, квадрат, треугольник. Модели данных фигур широко используются в
качестве раздаточного материала для упражнения детей в установлении
количественных отношений между совокупностями предметов и в счете. Обучая
счету, педагог попутно закрепляет представление детей о данных фигурах. Он
предлагает детям обвести контур модели, ощупать ее, отобрать модели указанной
формы (выбрать, скажем, все квадраты). Дети сравнивают количество фигур разного
вида или одного вида, но разного цвета или размера. («Чего больше: квадратов
или треугольников? Больших треугольников или маленьких?» И т. п.)
В этот период обучения могут использоваться игровые
упражнения, например: «Покажи такую же фигуру!», «А у вас?» Воспитатель
постоянно меняет наглядный материал. Одну и ту же фигуру он представляет
моделями разного цвета, размера и т. д. Каждый раз предлагает детям назвать
цвет, размер.
Выделение несущественных свойств моделей наряду с их
существенными свойствами создает предпосылки для обобщения знаний о фигурах.
Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются постоянными. Ориентируясь на
них, дети узнают фигуры.
С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая
модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, шар с
кубом, цилиндр с кубом и шаром. Сначала их сравнивают попарно, а затем
сопоставляют группы фигур, например квадраты с треугольниками и т. п.
Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенном порядке: «Что это?
Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?»
Определенный порядок вопросов приучает детей последовательно
рассматривать и обследовать фигуры, производить сравнения по однородным
признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных
свойств (цвет, размер, материал, положение в пространстве). Важно организовать
разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о
них определяется богатством опыта восприятия формы. Большое значение имеет
осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза
улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее
— контур. Педагог побуждает их следить за движением пальца по контуру фигуры:
«Посмотрите, как палец побежит!» Обведение контура модели завершается
проведением рукой по ее поверхности. Действуя с моделями, дети пробуют их
катать, ставить в разные положения и выявляют их устойчивость или
неустойчивость.
Взаимное наложение одной фигуры на другую — круга и
квадрата, квадрата и прямоугольника, квадрата и треугольника — позволяет четче
воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.
Большую пользу приносят упражнения в группировке фигур
по форме и другим свойствам, в раскладывании фигур в порядке возрастания и
убывания размера. В средней группе для упражнений детей в различении фигур вне
занятий широко используются игровые упражнения и дидактические игры «Чего не
стало?» или «Что изменилось?». Дети говорят, какую фигуру спрятали или
заменили. Игра «Чудесный мешочек» проводится в разных вариантах. Дети узнают
фигуры, находят их на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу или, напротив,
зрительно находят фигуры по осязательно воспринимаемому образцу. Игры «Найди
свой домик», «Самолеты» позволяют развивать константность (устойчивость) в
восприятии формы. Домиками, аэродромами в этих играх служат выложенные из
шнуров квадраты, треугольники и др. Целесообразно при повторном проведении данных
игр увеличивать размер таких домиков и аэродромов.
Для индивидуальных упражнений используются игры «Найди
пару», «Подбери фигуры к карточке» и др. Дети соотносят цветное и контурное
изображение фигур, подбирают соответствующие формы.
Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами.
Важное значение в средней группе придают обучению детей способам сравнения
формы предметов с геометрическими образцами. У ребенка развивают умение видеть,
какой геометрической фигуре или какому их сочетанию соответствует форма того
или иного предмета.
Сначала дети упражняются в сопоставлении
геометрических фигур с предметами сходной формы. Они подбирают предметы к
моделям фигур. Так удается отделить модели геометрических фигур от других
предметов, придать им значение образцов. Проводятся игровые упражнения: «Найди
предмет такой же формы», «Найди то, что я скажу»2 и др.
От непосредственного сравнения формы предметов с
геометрическими образцами дети переходят к словесному определению формы
предметов. Для упражнений вначале подбирают предметы простой формы, не имеющие
деталей. Целесообразно использовать предметы как одного вида (разной формы —
флажки, дощечки и т. п.), так и разного вида (платок квадратный, шарфик прямоугольный,
косынка, галстук треугольные). Дети выбирают предметы указанной формы (из 4—5
шт.); подбирают картинки с изображением предметов соответствующей формы;
называют, какой формы предметы нарисованы на таблице. Несколько позднее им
предлагают найти предметы указанной формы в определенных местах комнаты
(«Посмотрите, есть ли на полочке предметы, похожие на цилиндр»), проводят игры
«Путешествие по групповой комнате», «Найди то, что спрятано».
Постоянно используют приемы осязательно-двигательного
обследования предметов. Дети обводят контур предметов, ощупывают их. Можно
задать, например, такие вопросы: «Как вы догадались, что косынка треугольная, а
тарелка круглая? Чем похожи предметы?» Дети делают обобщение по признаку формы.
В конце года им предлагают описать форму предметов, состоящих из 2—5 частей
(неваляшка, машина и др.).
Вне занятий проводятся игровые упражнения с целью
развития у детей умения зрительно расчленять изображения предметов на части и
воссоздавать их из частей. Для этого выкладывают орнамент по рисунку,
используют разнообразные кубики, мозаику, разрезные картинки, игрушки (грибы,
ягоды), игру «Узнай предмет по его части» и др.
|