Предшествующая работа позволяет детям перейти к новому
виду деятельности — вычислениям.
Обучение сложению и вычитанию — одна из основных задач
математической работы в первом классе. В детском саду проводят главным образом
подготовительную работу. Дети осваивают вычисление, составляя и решая
арифметические задачи. Работа эта позволяет понять смысл арифметических
действий и сознательно к ним прибегать, устанавливать взаимосвязи между
величинами!
Дошкольники решают простые задачи в одно действие,
главным образом прямые, т. е. такие, где арифметическое действие (прибавить,
вычесть) прямо вытекает из практического действия с предметами (добавили —
стало больше, убавили — стало меньше). Это задачи на нахождение суммы и
остатка. Детей знакомят со случаями сложения, когда к большему числу прибавляют
меньшее, учат прибавлять и вычитать сначала число 1, потом число 2, а затем
число 3. (Числовой материал используют в объеме первого десятка.)
Этапы обучения решению задач. Обучение вычислительной
деятельности и знакомство дошкольников с задачами осуществляв ют поэтапно, давая
детям знания небольшими дозами.
На первом этапе необходимо научить детей составлять
задачи и помочь им осознать, что в содержании задач находит отражение
окружающая жизнь.
Они усваивают структуру задачи, выделяют условие и
вопрос, осознают особое значение числовых данных. Помимо этого, они учатся
решать задачи, сознательно выбирать и формулировать действие сложения или
вычитания, вникать в смысл того, к каким количественным изменениям приводят
практические действия с предметами, о которых говорится в задаче (больше или
меньше стало или осталось).
Дети учатся давать полный, развернутый ответ на вопрос
задачи. Числовой материал в этот период либо ограничивают первым пятком, либо в
пределах второго пятка прибавляют или вычитают 1.
На втором этапе дети учатся не только обоснованно
выбирать действие сложения или вычитания, но и правильно пользоваться приемами
присчитывания и отсчитывания по 1, прибавляя или вычитая сначала число 2, а
позже 3.
Обучение детей составлению задач. Для того чтобы дети
научились выделять числовые данные задачи, практические действия и понимать
смысл количественных изменений, к которым они приводят, необходима полная
предметная наглядность. На первом занятии воспитатель дает детям общее представленим о задаче, учит практически составлять условие и ставить
вопрос к ней. Основное внимание уделяют пониманию детьми смысла количественных
изменений, к которым приводят те или иные действия с предметами. Соединили 2
группы предметов: к одной группе добавили другую — становится больше предметов,
чем! было. Отделили столько-то предметов, убавили — предметов стало меньше, чем
было.
Первые 1—2 задачи составляет воспитатель, описывая в
них те действия, которые дети выполнили по его указанию: «Сережа поставил на
стол 3 матрешки. Вера принесла еще 1 матрешку. Сколько всего матрешек принесли
Вера и Сережа?»
Важно сразу привлечь внимание детей к количественным
отношениям между числовыми данными задачи: «Сколько матрешек Сережа поставил
на стол? Сколько матрешек принесла Вера? Больше или меньше стало матрешек после
того, как Вера принесла еще 1? Сколько всего матрешек принесли Вера и Сережа?
Больше или меньше у нас получилось матрешек, чем поставил Сережа? Почему?»
Воспитатель говорит: «Я составила задачу, а вы ее
решили. Теперь мы будем учиться составлять и решать задачи». Вспоминают
задачу, которую. дети только что решили. Воспитатель объясняет, как составлена
задача: «Сначала рассказано о том, сколько матрешек поставил на стол Сережа и
сколько матрешек принесла Вера, а затем поставлен вопрос, сколько всего
матрешек принесли Сережа и Вера. Вы ответили, что Сережа и Вера принесли 4
матрешки. Решив задачу, вы правильно ответили на вопрос».
Аналогичным образом составляют еще одну задачу. Важно
подчеркнуть необходимость давать точный, развернутый ответ на вопрос задачи.
Если ребенок упускает что-либо, например, говорит лишь о количестве предметов
(«4 матрешки»), воспитатель замечает, что непонятно, о каких матрешках идет
речь.
Полезно давать задания одновременно всем детям,
предлагать придумать задачу о том, что они сделали. Это создает лучшие условия
для установления количественных отношений между числовыми данными. Воспитатель
предлагает: «На верхнюю полоску карточки положите 5 кружков, а на нижнюю — 1
кружок. Расскажите о том, что вы сделали». Воспитатель следит за тем, чтобы
рассказ получился кратким, связным, конкретным. Он указывает, что такой рассказ
— еще не задача: «Это то, что мы знаем. А что можно узнать? О чем спросить?»
Как правило, дети не чувствуют необходимости в постановке вопроса и часто
сразу дают ответ: «Всего я положил 6 кружков». Воспитатель напоминает, что
нужно было просто рассказать, что сделали, и подумать, какой вопрос задать.
Можно использовать и такой прием. Воспитатель
предлагает детям, сидящим с правой стороны, выполнить какое-нибудь действие,
например к 6 кружкам придвинуть 1. Детей, сидящих слева, просит подумать, какой
вопрос можно задать товарищу, находящемуся рядом. Каждый раз педагог выделяет
числовые данные, привлекает внимание детей к тем количественным изменениям,
которые произошли в результате практических действий, описанных в условии
задачи.
Побуждая детей устанавливать связи и отношения между
числами, их учат предвосхищать результат. После того как дети дадут ответ на
вопрос задачи, воспитатель спрашивает: «Больше или меньше стало?» Сравнивает
числовые данные условия зада^ с числом, полученным в результате действия.
На первых двух занятиях дети должны научиться
элементарно анализировать задачи.
Знакомство со структурой задачи. Со структурой задачи
дети знакомятся на втором или третьем занятии: они узнают, что в задаче есть
условие и вопрос, особо подчеркивается наличие в условии задачи не менее 2
чисел.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Я сейчас
расскажу вам, о чем задача, а вы будете показывать все то, о чем я буду
сообщать. Слева на карточку дети положили 6 флажков, а справа — 1 флажок.
Сколько всего флажков положили на карточку? Мы составили задачу. Давайте
повторим ее и отделим то, что мы знаем, от того, что мы не знаем. Что же мы
знаем?» Ребята отвечают, что 6 флажков у них лежат слева и 1 флажок справа.
«Это мы знаем. Это условие задачи, объясняет педагог.— Что же в задаче
спрашивается?» «Сколько всего флажков на карточке», — отвечают дети. «Этого мы
не знаем. Это то, что надо узнать. Это вопрос задачи. В каждой задаче есть
условие и вопрос. О каких числах говорится в нашей задаче? Какой вопрос вы
поставили? Повторим нашу задачу». Воспитатель предлагает одному ребенку
повторит условие задачи, а другому — поставить вопрос, уточняет, из каких 2
частей состоит задача. Так составляют 2—3 задачи! Каждый раз воспитатель
предлагает расчленить задачу на условие и вопрос. Иногда он сам сообщает детям
условие и спрашивает, все ли сказано в задаче, чего не хватает. Можна повторить задачу по ролям: один ребенок рассказывает
условие, другой ставит вопрос, третий дает ответ на вопрос задачи!
Педагог, участвуя в этой игре, меняется ролями с
детьми: одни дети придумывают условие задачи, другие ставят вопрос! а
воспитатель дает ответ на вопрос задачи, и наоборот.
Важно раскрыть арифметическое значение вопроса задачи.
С этой целью, рассматривая очередную задачу, воспитатель специально
сосредоточивает внимание ребят на характере вопроса. Например, дети рассказали
условие задачи: «У Оли было 4 шара, а Дима подарил ей еще 1 шар. Это условие
задачи, это то! что мы знаем. А что нового можно узнать о шарах? Оказывается,
можно узнать много: и какого цвета шары, большие они или маленькие. Но главное,
надо узнать общее их количество. Так какой вопрос надо поставить к задаче?»
Дети ставят вопрос об общем количестве шаров. Вопрос задачи обычно начинается с
вопроса сколько? Педагог иногда умышленно спрашивает о цвете, размере,
местоположении предмета. Дети замечают ошибку и поправляют воспитателя.
Необходимо подчеркнуть значение числовых данных задачи.
С этой целью рекомендуется такой прием: рассказывая об условии задачи,
воспитатель опускает одно из чисел или оба числа и спрашивает: «Можно ли решить
задачу?» Дети практически убеждаются в том, что в условии задачи должно быть
не менее 2 чисел.
После того как дети научатся составлять задачи без
наглядного материала, для закрепления знаний о структуре задачи полезно
сравнить ее с рассказом и загадкой: «Папа подарил Тане несколько красивых камешков,
и брат поделился с ней своими камешками. Что я вам рассказала? Есть ли здесь
числа? Есть ли здесь вопрос?» «Папа подарил Тане 8 камешков, а брат дал ей еще
1 камешек. Сколько всего камешков подарили Тане? Что это? Как вы теперь
догадались, это задача. Чем отличается она от рассказа?»
Дети объясняют: «В рассказе не сказано, сколько
камешков папа подарил Тане и сколько камешков ей дал брат. А в задаче сказано,
что папа подарил Тане 8 камешков, а брат дал ей еще 1 камешек. В задаче есть 2
числа. В рассказе нет ни одного числа и нет вопроса. В задаче есть вопрос». —
«Можем ли мы решить эту задачу? Что мы знаем?» Хорошо сравнить задачи с
загадками. Подбирают загадки, в которых указаны числа: Один говорит, двое
глядят, а двое слушают (рот, глаза, уши); Четыре братца под одной крышей живут
(стол). Вместе с детьми педагог обсуждает, какие вопросы здесь можно поставить:
«Что это такое? Сколько ножек у стола?» И т. п. Выясняют, что в загадке надо
догадаться, о каком предмете говорится, а в задаче хотят узнать о количестве,
сколько получится или останется предметов.
Сравнение задачи с загадкой позволяет подчеркнуть
арифметический смысл вопроса задачи. Полезно научить детей пользоваться общим
способом, с помощью которого можно отличить задачу от рассказа, загадки.
Провести анализ текста можно по следующему плану: «Есть ли здесь числа? Сколько
здесь чисел? Есть ли здесь вопрос?»
В заключение детям
предлагают преобразовать загадку, рассказ и т. д.
в задачу, подумать, что для
этого надо сделать.
На данном этапе обучения на первом занятии дети решают
задачи на сложение, а на последующих — на сложение и вычитание, причем задачи
на сложение и вычитание чередуют. Ответ находят, опираясь на понимание связей и
отношений между смежными числами.
Задачи-драматизации. В зависимости от того, какой
наглядный материал используется, различаются следующие задачи:
задачи-драматизации, задачи-иллюстрации и устные задачи, которые дети решают
без опоры на наглядный материал. Большое
внимание уделяют задачам-драматизациям.
Такое деление задач условно, так как дошкольники
решают задачи только устно.
отражаются действия, которые дети наблюдают, а чаще
всего непосредственно сами производят. Важно, чтобы здесь наглядно были представлены числовые данные, а не ответ на
вопрос.
Первоклассники подчас не могут решить задачу лишь
потому, что не понимают смысла слов, обозначающих
то или иное действие: истратил, поделился, подарил и др. Поэтому в подготовительной
к школе группе следует специально уделить внимание раскрытию смыслового значения слов, обозначающих те
или иные действия. С этой целью необходимо учитывать, какие практически
действия кладут в основу задачи. При этом целесообразно сопоставлять задачи на нахождение суммы и остатка, предполагающих действия
противоположного значения: пришел — ушел, подошли — отошли, взял — отдал,
подняли — опустили, принес ли — унесли, прилетели — улетели.
Наиболее важно сопоставлять однокоренные слова
противоположного значения, смысл которых детям трудно уловить: дал (он) — дали
(ему), подарил (он) — подарили (ему), взял (он) взяли (у него). В ходе
драматизации действия называют.
От занятия к занятию знания детей о действиях с
предметам расширяются и уточняются, накапливается представление о том, что в задачах всегда отражается то, что происходит в
жизни.
Задачи-иллюстрации. Дальнейшему развитию
самостоятельности и накоплению опыта установления количественных отношений в
различных жизненных ситуациях служат задачи-иллюстрации по картинкам и по
игрушкам.
Вначале детям демонстрируют картинки, на которых представлены
и тема, и сюжет, и числовые данные. Первую задач; по картинке воспитатель
составляет сам. Он учит детей рассматривать рисунок, выделять числовые данные и
те жизненные действия, которые привели к изменению количественных отношений. Например, на картинке нарисован мальчик с 5 шарами, 1
шар он отдает девочке. Рассматривая картинку, воспитатель спрашивает: «Что
здесь нарисовано? Что держит мальчик? Сколько у
него шаров? Что он делает? Если он отдаст шар девочке больше или меньше у него
останется шаров? Что мы знаем Сопоставьте условие задачи. О чем можно
спросить?»
Вначале педагог помогает детям наводящими вопросами,
за, тем дает им лишь план: «Что нарисовано? Сколько? Что измена лось? Больше
или меньше станет?» В дальнейшем дети самостоятельно рассматривают картинки и
составляют задачи.
Для составления задач можно использовать рисунки, на
которых представлены общий фон (лес, река) или такие предметы, как ваза, корзина, ель, яблоня. На рисунках сделаны
разрезы, в которые вставляют плоские цветные изображения предметов шишек,
яблок, шаров, груш, огурцов, лодок, домов, деревья и пр. Воспитатель вставляет
в разрезы изображения предмета, так, чтобы наглядно были представлены числовые
данные.
Таким образом, в данном случае заранее обусловлены
лишь тема и числовые данные задачи, сюжет ее дети могут варьировать.
Меняя числовые данные, воспитатель побуждает детей придумывать
задачи на нахождение суммы и остатка разного содержания на одну и ту же тему,
составлять задачи по любой сюжетной картинке, используемой для обучения
рассказыванию.
Еще больший простор для развития воображения и самостоятельности
дает составление задач об игрушках. Воспитатель побуждает детей припоминать
разные факты из жизни, которые они видели или о которых им читали. Он дает
образец — придумывает несколько вариантов задач на одну тему. При этом следит
за тем, чтобы дети составляли задачи разнообразного содержания на одну тему (не
похожие одна на другую) и достоверно передавали жизненные факты, поощряет
самостоятельность, творчество. Дети выбирают наиболее интересные задачи и
решают их.
Материалом для составления задач могут быть окружающая
обстановка, знакомые предметы. Например: «В групповой комнате 6 столов стоят
посередине, а 1 стол — у стены. Сколько столов в группе?», «Дежурные поставили
на детские столы 8 банок с водой, а 1 банку — на стол воспитателя. Сколько
всего банок поставили дежурные?»
Устные задачи. Предшествующая работа создает условия
для перехода к составлению задач без опоры на наглядный материал (устные
задачи). Спешить с составлением устных задач не следует. Дети, как правило,
легко схватывая схему задачи, начинают ей подражать и подчас искажают правду
жизни, не понимая логики количественных отношений, которые являются основой
задачи.
После того как будет хорошо освоен смысл действий,
которые надо произвести, ребята смогут решать и такие задачи, которые основаны
на их опыте. Задачи разнообразного содержания позволяют уточнить и закрепить
знания об окружающем, учат их устанавливать связи и отношения, т. е. воспринимать
явления в их взаимосвязях и взаимозависимостях.
Первые устные задачи дает детям воспитатель: «В
графине было 5 стаканов воды, Сережа выпил 1 стакан. Сколько воды осталось в
графине?», «К празднику строители сдали 5 домов на одной стороне улицы и 1 дом
на другой. Сколько домов сдали строители к празднику?», «Ребята посадили у
школы 6 яблонь и 1 грушу. Сколько всего фруктовых деревьев посадили ребята?» В
отдельных случаях в качестве переходной ступеньки к решению устных задач может
быть использован такой прием: воспитатель рассказывает детям задачу и
предлагает им изобразить условие с помощью кружков, квадратов или отложить
косточки на счетах.
Детей надо учить запоминать задачу с первого раза и
повторять ее, не ожидая дополнительных вопросов. Обучая детей составлению
задач, воспитатель обусловливает объем числового материала. Необходимо следить
за тем, чтобы в задачах дети правильно отражали жизненные связи, зависимости.
Каждый раз следует обсуждать, бывает ли так на самом деле, как придумает кто-либо
из детей. |