К моменту поступления в школу дети должны свободно
ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между
ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие
умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе
выделения парных противоположных понятий: «налево — направо», «вперед — назад»
и т. п.
Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми
пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и
отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться
в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.
Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться
в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади,
впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом друг за другом, между, напротив,
левая, правая, верхняя, нижняя и др.
Если дети слабо ориентируются в основных
пространственных направлениях (впереди, сзади, налево, направо и др.), необходимо
постепенно пополнить их знания. Прежде всего, необходимо закрепить умение
различать правую и левую руку и на этой основе определять направления направо,
налево. В ходе выполнения детьми тех или иных действий необходимо буквально на
несколько секунд сосредоточить их внимание на том, что и какой рукой оны
делают.
В определении и воспроизведении пространственных
направлений детей постоянно упражняют на физкультурных и музыкальных
занятиях. Они получают задание взять тот или иной предмет в правую или левую
руку, повернуться или наклониться вперед, назад, направо, налево и др.,
изменить направление движения во время ходьбы, бега. На какой-то момент их
внимание акцентируют на выполнении движения в указанном направлении.
Дети любят упражнения на внимание, в которых они производят
движения в указанном направлении, например: «Повернитесь направо», «Правой
рукой дотроньтесь до левого уха»! и т. п.
Большое внимание в работе с детьми 6—7 лет продолжают
уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять
направление движения во время ходьбы и бега. С этой целью используют систему
дидактических и подвижных игр.
Усложнение данного вида упражнений выражается в следующем:
увеличивают количество направлений, на которые ориентируются дети в ходе
передвижения; увеличивают площадь ориентировки; усложняют условия выполнения
заданий: дети передвигаются с закрытыми глазами, ориентируются при быстром
темпе движения (на бегу). Так, в подвижных играх «Зайцы и волк» и «Караси и
щука» дети по сигналу убегают от волка или щуки и прячутся в домики.
Спрятавшимся считается тот зайчик или карасик, у
которого домик (стул, коробка, куб) оказался расположенным в соответствии с
заданием воспитателя: впереди или сзади, слева или справа от ребенка.
Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому
саду окружении проводятся специальные упражнения «Как пройти в магазин (в
булочную и пр.)», «Дорога на почту (в аптеку)», «Дорога в школу». Они позволяют
развивать у детей пространственное воображение,
умение представлять «картину пути». Ребенок рассказывает, например, где
помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти! где
сделать поворот и т. д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность
сказанного. Детям можно давать поручения отвести кого-либо или всю группу в
указанное место.
Ребят продолжают учить выделять заметные предметные
ориентиры, устанавливать пространственные отношения между ними, направление
передвижения от одного предмета к другому.
В старшей группе дети обучались умению определять положение
предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка,
а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение
среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи»).
Теперь они должны научиться мысленно помещать себя в положение, которое
занимает тот или иной предмет. С этой целью дают упражнения на определение
направления положения того или иного предмета от самих себя при повороте на 90
и 180° (матрешка была впереди; повернулся ребенок, и она оказалась справа и т.
д.).
Дети учатся определять, где у стоящего перед ними
правая и где левая рука, определять стороны туловища куклы, мишки и т. д.
Проводят игровые упражнения, аналогичные тем, которые использовались в старшей
группе: «Где что находится?», «Поручение», «Прятки» и «Что изменилось?». («Вера
была впереди Лены, а теперь она сзади Лены».) Задания усложняют, увеличивая
количество предметов, изменяя их расположение, расширяя площадь ориентировки.
При этом повышают требования к скорости определения, вводят элементы
соревнования.
Важно, чтобы дети не только называли, но и объясняли
пространственное размещение предметов, устанавливали причинные, следственные и
другие связи, которые скрываются за внешне представленными пространственными
отношениями между предметами.
Как при определении местоположения предметов, так и
при рассматривании картин и иллюстраций дети должны осознавать, что скрывается
за данными пространственными отношениями. Например, на картинках нарисованы
дети, стоящие в кругу, парами, друг против друга и т. п. Надо догадаться, что
они собираются делать или что делают. «Кого рассматривает мальчик? Как вы
догадались? Да, мальчик смотрит наверх».
Для обучения детей умению пользоваться в речи
терминами, обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные
игры «Наоборот», «Дополни предложение». Например, воспитатель начинает
предложение: «Сережа подбросил мяч... (вверх); Оля поставила цилиндр...
(справа), а Ира поставила куб... (слева); Наш зал помещается... (наверху), а
кухня... (внизу)». Отвечает тот ребенок, кому бросили платок.
В процессе рассматривания картин, рисования,
конструирования, изготовления предметов, при передвижении в помещении и на
улице воспитатель побуждает ребят употреблять слова, отражающие
пространственные отношения. В результате представления детей о пространственных
отношениях принимают обобщающий характер.
Полезно использовать задачи на смекалку, например:
«Шел человек в город, а навстречу ему шли 4 знакомых. Сколько человек шли в
город?»
Большое внимание на занятиях по математике уделяют
упражнениям в ориентировке на плоскости листа, т. е. в двухмерном
пространстве. Закрепляют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю
части листа, правый и левый, верхний и нижний углы, правую и левую сторону
листа бумаги. Дают, например, такие задания: «Отсчитайте 5 красных кружков и
положите в правый верхний угол, а 3 синих — в нижний левый угол». Важно, чтобы,
выполнив задание, дети рассказывали как о количестве, так и о месте
расположения тех или иных предметов.
Большую пользу приносят зрительные диктанты. Дети
раскладывают геометрические фигуры (палочки, игрушки) на листе бумаги в
соответствии с образцом в определенном положении. Задания постепенно усложняют:
увеличивают количество фигур, изменяют характер их расположения. Вначале дети
рассматривают, описывают и воспроизводят образец, позже создают узор под
диктовку и, наконец, самостоятельно создают узор и описывают его. Используют
игры «Кто запомнит?», «Городки», «У кого что получится?», «Парные карточки». |