Начиная с младшей группы, у детей развивали
ориентировку во времени. В подготовительной к школе группе закрепляют знания
о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают
представление о месяцах, ребята запоминают их названия. Знание эталонов
времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми
последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между
ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной
основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением
разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также
наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.
Большое значение имеет то, насколько часто дети
используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают
закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года
необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие
их взрослые делают в течение дня. Педагог предлагает поиграть в игру «Наш день»!
Полезно при ознакомлении детей с трудом людей разных
профессий показать, в какое время суток они работают. Для этого можно
использовать непосредственные наблюдения детей.
чтение книг, а также дидактические игры «Кто работает
днем?», «Путешествие вечером», «Путешествие ночью». Играя в эти игры, дети
подбирают картинки соответствующего содержания или называют тех, кто работает в
определенные часы суток: утром, днем, вечером, ночью.
Закрепляют и представление детей о том, что сутки,
которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои
названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели
всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Ежедневно утром дети
называют текущий день, а также предыдущий и последующий.
Важно как можно чаще побуждать детей к установлению
временных отношений, к использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала,
потом, до, после, перед, до этого, после этого.
При составлении рассказов из опыта, пересказа воспитатель
следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл
временных отношений. Это имеет существенное значение для понимания как логики
временных отношений, так и самих событий, которые дети наблюдают или о которых
рассказывают.
Еще большее значение имеет использование словесных игровых
упражнений «Дни недели», «Продолжай!», «Наоборот». Дети дополняют начатую
педагогом фразу, подбирают слова противоположного значения (утро — вечер,
сначала — потом, быстро — медленно и т. п.), определяют, что дольше: день или
неделя, неделя или месяц, месяц или год.
Детей подготовительной группы знакомят с названием текущего
месяца. Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования.
Быстрому запоминанию содействует чтение книги С. Я. Маршака «Двенадцать
месяцев». Важно воспитать у детей чувство времени, т. е. развить восприятие
длительности временных отрезков, понимание необратимости времени. Только на
этой основе возможно научить детей ценить и беречь время: регулировать свою
деятельность во времени, т. е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя
заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия
длительности временных отрезков. Воспитатель должен помочь им представить, что
конкретно можно сделать за тот или иной временной отрезок, и, наконец, учить
все делать вовремя.
Педагог постоянно сосредоточивает внимание ребят на
том, сколько времени дают на то или иное дело, например, сколько времени они
могут одеваться или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до
конца занятия и т. п. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех,
кто вовремя закончил работу
Развитое чувство времени помогает детям стать более
организованными, дисциплинированными.
Воспитатель предлагает кому-либо из детей разместить круги
в 2 ряда так, чтобы под каждым большим находился маленький, и говорит! «Остался
ли круг без пары? Что же можно сказать о количестве кругов! Если добавить 1
большой круг, то сколько их станет? (Добавляет 1 большой круг.) Сколько теперь
больших кругов? Как мы получили 6 кругов? Каких кругов больше (меньше): больших
или маленьких! Сколько их? Какое число больше (меньше): 5 или 6? Как сделать,
чтобы больших кругов стало опять столько же, сколько маленьких? (Кто-либо из
детей убирает 1 большой круг.) Сколько осталось больших кругові Как мы получили 5 кругов? Поровну ли больших и
маленьких кругов! По сколько их?»
Воспитатель добавляет большой круг и говорит: «К 5
большим кругам я добавляю 1. Сколько их получилось? Что надо сделать, чтобы
маленьких кругов было столько же? (Ребенок добавляет 1 маленький круг.) Сколько
стало маленьких кругов? Как мы получили 6 кругов! Поровну ли теперь кругов? По
сколько их?»
Аналогично рассматривается способ получения числа 7
(иллюстративный материал может быть заменен).
2-я часть (работа с раздаточным материалом).
«Отсчитайте столько же игрушек, сколько ударов услышите, и поставьте на верхнюю
(нижнюю) полоску. (Воспитатель стучит 5 и 6 раз.) На какой полоске больше
(меньше) игрушек и почему? Как сделать, чтобы игрушек стала поровну — по 6?
Добавьте 1 игрушку на верхнюю полоску. По сколько
игрушек стало на верхней и нижней полосках? Внимательно слушайте! сколько раз
ударит молоточек, и поставьте столько же игрушек в нижнюю полоску. («7».)
Сколько игрушек вы поставили на нижнюю полоску и почему? На какой полоске
больше игрушек? Почему? Как сделать, чтобы на верхней и нижней полосках
игрушек стало поровну! Уравняйте количество игрушек».
3-я часть (работа с числовой лесенкой). «Какое самое
маленькое (большое) число квадратов на нашей лесенке? Сколько квадратов надо
поместить в шестом столбике, чтобы там было на 1 квадрат больше, чем в пятом?
(Ребенок расставляет квадраты в шестом столбике.) Если в седьмом столбике
поместить столько же квадратов, сколько их в шестом, и еще 1, то сколько их
тогда будет и почему? (Кто-либо из детей расставляет 7 квадратов.) Какое теперь
самое большое число в нашей лесенке?»
4-я часть. Вариант 1. Воспитатель обращается к детям:
«Сейчас мы будем учиться сравнивать предметы по размеру, находить, чем они похожи
и чем отличаются.
Сравните шарфики: одинаковы! ли они по длине? по ширине? Какой
из них шире? уже? Как проверить, правильно ли
вы ответили? Кто хочет это сделать?» (Кто-то из детей, пользуясь приемом приложения,
доказывает правильность ответа.)
Вариант 2. Педагог дает ребенку предмет и предлагает: «Найди предмет длиннее (короче, шире, уже и т. д.), чем
этот».
Вариант 3. «Найди на столе предметы, про которые можно
сказать, что един из них длиннее (короче, шире, уже, выше, ниже и т. д. другого».
Примечание. Данные упражнения могут использоваться в
последующих занятиях. |