В старшей группе детей начинают впервые учить пользоваться
порядковыми числительными. В обиходе пятилетние дети хотя и пользуются
порядковыми числительными, но употребляют их Часто неверно, подменяя ими
количественные числительные. Поэтому необходимо раскрыть значение порядковых
числительных. Раскрыть порядковое значение числа позволяет сопоставление его
с количественным значением. Когда хотят узнать, сколько предметов, их считают:
один, два, три, четыре и т. д., т. е., считая так, находят ответ на вопрос
сколько? Но когда нужно найти очередность, место предмета среди других, считают
по-иному. Отвечая на вопросы который? какой по счету?, считают: первый, второй,
третий и т. д.
Дети часто путают вопросы который? и какой? Последний
требует выделения качественных свойств предметов: цвета, размера и др.
Чередование вопросов сколько? который? какой по счету? какой? позволяет
раскрыть их значение.
Детям уже не раз показывали, что для ответа на вопрос сколько?
не имеет значения, в каком порядке считать предметы. Теперь они узнают, что
для определения порядкового места предмета среди других направление счета имеет
существенное значение. Педагог демонстрирует это, пересчитывая одни и те же
предметы в разных направлениях. Он выясняет, например, что среди 7 флажков
синий — на 5 месте, если вести счет слева направо, а если считать справа
налево, то он на 3 месте. Дети пробуют определить место предмета среди других,
ведя счет в разных направлениях. Делают вывод, что, определяя, на каком по
счету месте предмет, надо указывать направление счета (третий слева, пятый
справа и т. д.).
В качестве счетного материала сначала используют
однородные предметы, отличающиеся цветом или размерами, например разноцветные
флажки или кружки, елочки разной высоты и пр., а позднее — совокупности
предметов разного вида, например игрушки (персонажи сказки «Теремок» и т. п.).
В порядковом счете детей упражняют и на бессюжетном материале, например на моделях
геометрических фигур, полосках разных размеров и т. п.
Тренируясь в порядковом счете, они определяют место
предмета среди других, находят предмет, занимающий определенное порядковое
место («Какой предмет на третьем месте?»), располагают предметы в указанном
порядке.
Некоторые дети, определяя место предмета, заменяют
порядковые числительные количественными. Педагог прислушивается к тому, как
дети ведут счет, и указывает на ошибки. Особенно эффективны так называемые
комбинированные упражнения, в которых порядковый счет сочетается с
сопоставлением двух и более совокупностей предметов, группировкой
геометрических фигур, упорядочиванием предметов по размеру.
Обучение порядковому счету является основной задачей
3—4 занятий, в дальнейшем навыки порядкового счета закрепляют в ходе работы над
новым материалом. |