Цель: сочетать выкладывание картинок из
геометрических фигур (танов) с речевым
материалом (стихи, загадки, чистоговорки,
скороговорки, "доскажи словечко”, физминутки с
пальчиками).
Образовательные задачи:
- учить детей выкладывать контурную картинку
(картинка зайчика, нерасчлененная на 7
геометрических фигур, 7 танов);
- продолжать учить детей ориентировке на листе
бумаги в клетку;
- закрепить знание геометрических фигур, дней
недели по порядку, счет от 5 до 10, от 7 до 10, от 4 до 1,
от 6 до 1;
- закрепить речевой материал по теме "Животные”;
- развивать память детей.
Коррекционные задачи:
- учить четко проговаривать скороговорки,
чистоговорки, речевой материал из физминуток с
пальчиками, правильно согласовывать
прилагательные с существительными (какая
елочка?), существительные с глаголами (что делает
зайчик?), учить образовывать слова с двумя
корнями (у зайца длинные уши – длинноухий,
косоглазый, короткохвостый);
- развивать у детей логическое мышление;
- автоматизировать поставленные логопедом звуки
в речи детей ("з”, "р”, "с”, "ш”);
- развивать мелкие мышцы пальцев в работе с
Танграмом и в игре "Узнай наощупь”
(используются цифры из наждачной бумаги).
Воспитательные задачи:
- воспитывать внимание, память, выдержку,
усидчивость, умение доводить начатое дело до
конца;
- воспитывать аккуратность в работе;
- воспитывать желание прийти на помощь товарищу.
Предварительная работа:
- Вырезание вместе с детьми из бумаги и картона
танов из квадрата.
- Выкладывание простейших фигур, картинок путем
наложения на изображение танов.
- Включение игры "Танграм” в занятие по
математике (5-7 минут).
- Индивидуальная работа в свободное время в
группе и домашнее задание родителям поиграть
всей семьей.
- Знакомство и заучивание речевого материала к
картинкам, использование его в игре "Танграм”, в
закреплении поставленных звуков.
Материал:
Раздаточный: конверты с танами, картинки
из игры "Танграм”, лист, тетрадь в клетку, ручка;
мяч, наклейки для каждого ребенка.
Демонстрационный: "Чудесный мешочек” с
цифрами из наждачной бумаги, картинки из игры
"Танграм”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Объявляется тема занятия и предлагается "Разминка
для ума” в кругу с мячом. (Воспитатель бросает
мяч ребенку, задает вопрос. Ребенок отвечает и
бросает мяч воспитателю).
Вопросы:
- Считай дальше – 5 (ребенок считает: "6, 7, 8…”)
- Считай дальше – 7 (8, 9, 10)
- Считай обратно – 4 (3, 2, 1)
- Считай обратно – 6 (5, 4, 3, 2, 1)
- Назови дни недели по порядку
- Назови соседей числа 5
- Назови соседей числа 7
- Назови соседей вторника и др.
Предложить сесть за столы. Работа в тетрадях.
- Задание "Нарисуй от точки” (не отрывая ручки
на бумаге в клетку под диктовку воспитателя:
нарисуй 2 клетки вверх, одну вправо, 2 вверх, 1
вправо, 4 клетки вниз, дети рисуют изображение).
Если дети задание выполнили верно, то должен
получиться зайчик.
Кого мы нарисовали? Зайчика (проверить у ребят,
похвалить).
- Физминутка. Ребенок произносит слова из
физминутки, дети прыгают на месте и с
продвижением.
"1, 2, 3, 4, 5 – начал заинька скакать,
- Прыгать заинька горазд, (Слова сопровождаются
прыжками на месте)
Он подпрыгнул 10 раз”. (Прыжки с продвижением
по кругу)
- Предложить вспомнить чистоговорку (на
закрепление поставленного звука "ч”):
- Чу-чу-чу идет зайчик ко врачу,
- Ча-ча-ча сидит зайчик у врача.
- Задание. "Составим из двух слов одно новое” -
у зайца длинные уши – длинноухий, косые глаза –
косоглазый, короткий хвост – короткохвостый и
т.д.
Игра "Танграм”
Воспитатель задает вопросы:
- Из чего мы вырезали части для этой игры?
- Из квадрата.
- Давайте выложим из танов квадрат.
- Сколько сторон, вершин, углов у квадрата?
- По четыре.
- Сколько танов в игре "Танграм”?
- Семь.
- Вспомните загадку-стишок про квадрат.
- Не овал я и не круг,
- Треугольнику не друг,
- Прямоугольнику я брат,
- А зовут меня … (квардат).
При этом нужно следить, чтобы дети четко
произносили звук "р”.
II. Воспитатель показывает детям картинку,
которую они вместе составили из рисунков игры
"Танграм” и сочинили сказку про девочку Машу.
Вспоминают сказку про Машу, и воспитатель
предлагает следующие задания, опираясь на
содержание сказки.
- Пальчиковая гимнастика. Дети указательным и
средним пальцами "бегают” по столу взад-вперед.
Это они имитируют, как Маша бегала по тропинке.
- Задание. Вспомнить загадки про елочку:
"Зимой и летом одним цветом”.
"Что же это за девица, не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год” и
др.
- Задание. Выложить елочки из танов: один ряд
детей – самую низкую, другой ряд – самую высокую,
третий – среднюю по высоте елочку.
- Задание. Рассказать о совместных действиях:
"Я выложила самую высокую елочку, а Саша – самую
низкую”.
- Задание. Придумать слова-признаки про елочку.
Какая елочка? (Высокая, низкая, пушистая, зеленая
и т.д.).
- Задание. Выложить на фланеграфе бегущего
зайчика (нерасчлененного).
- Задание. Вспомнить веселый стишок и
скороговорку про зайца:
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает!
Если я купил билет,
Кто я, заяц или нет? (Стишок)
Зининого зайку зовут Зазнайкой,
А Зоиного зайку зовут Всезнайка (скороговорка)
Следить, чтобы дети четко произносили звук
"з”.
- Придумать слова-действия про зайчика.
- Что делал зайка в сказке про Машу?
- Сидел, испугался, убежал, спрятался, трусил,
скакал, стоял, ел, дрожал (словарь глаголов).
В сказке девочка Маша нашла волшебный цветок.
Провести физминутку с пальчиками про цветок.
Проводит ребенок. Дети выполняют движения
пальчиками и ладонями.
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
Наши нежные цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
- Маша очутилась в домике, и там был Чудесный
мешочек, давайте поглядим, что в мешочке? (Цифры
из наждачной бумаги)
Проводится игра "Узнай наощупь цифру”.
Воспитатель вместе с детьми анализирует их
работу, поощряет и раздает призы.
Подобные занятия, досуги, викторины можно
разрабатывать и проводить с детьми, используя
другие картинки из игры "Танграм”. |