Воспитательница предлагает детям составить задачу по числовому примеру: 6—1 = 5. Вначале она делает это сама, а потом-— дети.
Научив формулировать арифметические действия, можно подвести детей к
решению задач, где вторым слагаемым или вычитаемым является число два.
Целесообразно припомнить состав числа два из единиц. Воспитатель учит
детей при сложении приемам присчитывания по одному без пересчета
первого слагаемого.
Дети решают задачи на прибавление числа два.
Воспитательница. На озере плавали четыре утки. К ним приплыли еще две утки. Что надо сделать, чтобы узнать, сколько всего уток?
Дети. Надо к четырем уткам прибавить две.
Воспитательница. Будем две прибавлять по одной: четыре и одна —
пять, да еще одна — шесть, всего шесть уток. К четырем уткам прибавить
две утки, будет шесть уток.
Воспитательница. Какой вопрос к этой задаче?
Дети. Сколько всего уток?
Воспитательница. Какой ответ у задачи?
Дети. На озере плавают шесть уток. Дети придумывают новые задачи на прибавление числа два. Педагог еще
раз показывает, как надо считать: 8 и 1 =9, 9 и 1 = 10, всего 10
карандашей. На этом же занятии воспитательница может предложить детям решить
такую задачу: «На столе стоят восемь цыплят. Я одного уберу (но не
убирает), сколько останется?»
Дети. Семь цыплят.
(После того как дети ответили, педагог убирает цыпленка.)
Воспитательница. Я уберу еще одного цыпленка. Сколько осталось?
Дети. Шесть цыплят.
Воспитательница. От восьми отнять два нужно так: восемь минус
один равняется семи, семь минус один равняется шести, значит, восемь
минус два равняется шести. От восьми цыплят отнять два цыпленка, будет
шесть цыплят.
Чтобы закрепить знания детей о том,, что в задаче всегда два числа,
воспитательница, составляя задачу, иногда опускает одно число: «Шесть
девочек пошли в лес, еще мальчики пошли в лес. Сколько детей пошло в
лес?» Дети должны понять, что такую задачу решить нельзя.
После проведения ряда занятий, когда дети овладеют умением составлять
и решать простые арифметические задачи, можно сказать им, что рассказ
до вопроса называется условием задачи.
Решение задач призвано развивать критическую мысль детей. Числовые
данные задачи должны отражать реальную жизнь, опираться на личный опыт
детей. Надо приучать детей вдумываться в содержание задачи, прежде чем
ее решать, поэтому иногда педагог может дать детям и задачу-шутку. |