Одной из составных частей методического
сопровождения по разделу "Элементарные
математические представления в детском саду”
является игра "Танграм”, посредством которой
можно решать математические, речевые и
коррекционные задачи.
Игра "Танграм” - одна из несложных
математических игр. Игра проста в изготовлении.
Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика,
одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают
на 7 частей, которые называются танами. В
результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1
средний треугольники, квадрат и параллелограмм.
Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист
картона, на котором они выкладывают картинку с
образца. Используя все 7 танов, плотно
присоединяя их один к другому, дети составляют
очень много различных изображений по образцам и
по собственному замыслу.
Игра интересна и детям, и взрослым. Детей
увлекает результат – они включаются в активную
практическую деятельность по подбору способа
расположения фигур с целью создания силуэта.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте
зависит от уровня сенсорного развития детей.
Играя, дети запоминают названия геометрических
фигур, их свойства, отличительные признаки,
обследуют формы зрительным и
осязательно-двигательным путем, свободно
перемещают их с целью получения новой фигуры. У
детей развивается умение анализировать простые
изображения, выделять в них и в окружающих
предметах геометрические формы, практически
видоизменять фигуры путем разрезания и
составлять их из частей.
На первом этапе освоения игры "Танграм”
проводится ряд упражнений, направленных на
развитие у детей пространственных
представлений, элементов геометрического
воображения, на выработку практических умений в
составлении новых фигур путем присоединения
одной из них к другой.
Детям предлагаются разные задания: составлять
фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти
упражнения являются подготовительными ко
второму этапу освоения игры – составлению фигур
по расчлененным образцам.
Для успешного воссоздания фигур необходимо
умение зрительно анализировать форму
плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто
допускают ошибки в соединении фигур по сторонам
и в пропорциональном соотношении.
Итак, содержание работы на втором этапе
развертывания игр: это обучение детей анализу
образца и словесному выражению способа
соединения пространственного расположения
частей.
Затем следуют упражнения в составлении фигур. В
случае затруднений дети обращаются к образцу. Он
изготовляется в виде таблицы на листе бумаги
такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы
фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых
занятиях анализ и проверку воссозданного
изображения с образцом <Рисунок №1>.
Третий этап освоения игры – это составление
фигур по образцам контурного характера,
нерасчлененных <Приложение №1>. Это
доступно детям 6-7 лет при условии обучения. За
играми на составление фигур по образцам следуют
упражнения в составлении изображений по
собственному замыслу.
Этапы работы по введению игры "Танграм” с
детьми старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи (ОНР) были следующими.
Сначала игра "Танграм” проводилась как часть
занятия по математике в течение 5-7 минут.
Наблюдения за детьми во время игры подтвердили
тот факт, что игра детям понравилась. После этого
был введен элемент соревнования, и тот, кто
быстрее других выкладывал картинку, получал
награду-фишку.
Детей это еще больше заинтересовывало. Они
стали просить оставлять побольше времени для
игры "Танграм”. Это позволило проводить
математические досуги, викторины, где дети
играли до 20-40 минут.
Для обогащения тематики игры возникла
необходимость разнообразия данного материала,
его находили в журналах "Начальная школа”,
"Дошкольное воспитание”, в книгах
З.А.Михайловой, Т.И.Тарабариной, Н.В.Елкиной. и др.
Много картинок разрабатывалось воспитателем.
Ряд картинок придумали дети подготовительной
группы. Наблюдения за детьми подтвердили, что
данная игра развивает умственные и речевые
способности у детей.
Были ребята с диагнозом "общее недоразвитие
речи”, с плохой памятью, с малым запасом слов,
замкнутые. Они чаще играли в одиночку. С такими
детьми воспитатели играли индивидуально,
предлагали картинки для игры дома всей семьей.
Результаты были неожиданными, дети стали
выравниваться, кто-то быстрее, кто-то медленнее,
но они уже не отставали от сверстников в
выкладывании картинок и даже опережали
некоторых. Победив свою застенчивость,
замкнутость, эти ребята стали быстрее овладевать
азбукой, чтением, математикой и в школу уходили
из детского сада с чистой речью, умея хорошо
читать и считать.
Следующим этапом по усложнению данной игры был
подбор речевого материала к картинкам: загадки,
веселые короткие стишки, скороговорки,
чистоговорки, считалки, физминутки. В
логопедическом детском саду этот речевой
материал для детей с нарушениями
звукопроизношения и речи стал особенно полезен.
Играя в "Танграм”, дети заучивали этот материал,
закрепляли и автоматизировали звуки в
чистоговорках и скороговорках. У детей
обогащалась речь, тренировалась память.
Во время игры в "Танграм” у детей закреплялись
навыки количественного счета. (Всего 5
треугольников, 2 больших треугольника, 2
маленьких треугольника, 1 средний по величине
треугольник. Всего в игре 7 танов).
Дети практически овладевали порядковым счетом.
Так, если считать таны картинки "Ракета” сверху
вниз, то квадрат стоит на пятом месте, маленькие
треугольники стоят на первом и четвертом месте,
средний треугольник – на третьем, большие
треугольники – на шестом и седьмом месте.
Считая таны сверху вниз, слева направо, дети
упражняются в ориентировке на листе бумаги.
Составляя ту или иную картинку, дети сравнивают
по величине треугольники, определяют место для
маленьких, больших и средних треугольников в
картинках игры "Танграм”.
Постоянно закрепляется знание детьми
геометрических фигур в данной игре
(треугольника, квадрата и четырехугольника).
Играя, переставляя маленькие картонные
фигурки-таны, дети тренируют мелкие мышцы рук и
пальцев.
В логопедических группах детского сада работа
ведется по лексико-грамматическим темам, в
рамках которых уточняются и закрепляются знания
детей об окружающем мире. По многим темам
разработаны картинки к игре "Танграм” (дикие и
домашние животные и птицы, деревья, дома, мебель,
игрушки, посуда, транспорт, человек, семья, цветы,
грибы, насекомые, рыбы и др.). По теме "Дикие
животные” разработаны картинки: заяц, лиса, волк,
медведь, белка, лев, кенгуру. Играя с картинками, выкладывая их, дети
заучивают разнообразный речевой материал, а
также закрепляют и автоматизируют поставленные
логопедом звуки.
Предлагаю вашему вниманию наработанный мною
речевой материал к картинке заяц:
Чистоговорки (автоматизация звука "ч”):
Чу-чу-чу идет зайчик ко врачу,
Ча-ча-ча сидит зайчик у врача.
Скороговорки (автоматизация звука "з”):
У зайки Бубы заболели зубы.
Зоиного зайку зовут Зазнайка,
А Зининого зайку зовут Всезнайка.
Зина – зайкина хозяйка,
У Зины в корзине заснул зайка.
"Доскажи словечко”:
Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал… (заяц)
- Ой! – кричат вокруг хозяйки,
- В огород забрались… (зайки)
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадайте-ка, кто же?.. (зайка)
Веселые стихи:
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
"Если я купил билет,
Кто я? Заяц или нет?”
Заяц зайцу говорит: "Мне бы волчий аппетит!”
- В аппетите мало толку, мне бы зубы как у волка!
Зайке холодно в лесочке, свяжем зайчику
носочки,
Чисто поле исписал, на другое поскакал.
Без конца он пишет фразу, чтоб лиса прочла не
сразу.
Загадки:
Его обижают и звери, и птицы.
Он каждого кустика в поле боится,
Зимою под елкою так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, а от голода – кора.
Кто прыгает ловко и любит морковку,
Портит в огороде грядки, удирает без оглядки?!
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета, для зимы – другого цвета.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд, он подпрыгнул 10 раз.
(прыжки на одном месте и с продвижением)
Считалки:
Раз, два, три, четыре, пять, негде зайчику
скакать,
Всюду ходит волк, волк; он зубами щелк, щелк!
А мы прячемся в кусты, прячься, заинька, и ты!
Ты, волчище, погоди, как попрячемся – иди!
Зайчишка-трусишка по полю бежал,
В огород забежал – капустку нашел,
Морковку нашел, сидит, грызет. Хозяин идет!
Бежит заяц через мост, длинны уши, куцый хвост.
Ты далеко не беги, посчитать нам помоги.
Раз, два, три – выйди ты!
После выкладывания картинки животного для
закрепления материала по теме можно предложить
детям следующие речевые игры и задания:
- "Назови других животных”
- "Назови ласково” (предмет или его части – лисичка,
медвежонок, головка, ушко, хвостик)
- "Сосчитай до 5” (1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят)
- "Назови слова-действия” (Что делает лисичка? Бежит,
сидит, петляет, хитрит)
- "1 и много” (лиса – лисы, медвежонок –
медвежата, ухо – уши)
- "Кого нет?” (Медведей, зайчат, кенгуру, волчат)
- "Назови слова-признаки” (Какой щенок? –
добрый, ласковый, доверчивый)
- "Из 2-х слов одно” (у зайца быстрые ноги - быстроногий)
- "Скажи наоборот” (подбор слов-антонимов: смелый
– трусливый, добрый - злой)
- "Назови, чей, чья, чье?” (Работа с
притяжательными прилагательными – лисий хвост,
медвежье ухо, заячья губа, волчьи следы)
Рассказывая про картинку, дети упражняются в
согласовании прилагательного с существительным
в роде, числе и падеже; в употреблении
прилагательных сравнительной и превосходной
степени (один предмет широкий, другой шире,
третий самый широкий).
Дети составляют предложения простые и сложные,
можно составить даже рассказ о своих действиях
при выкладывании той или иной картинки.
Речевой материал к картинкам для игры
"Танграм” подбирался так, чтобы загадки, стихи,
скороговорки были короткими, веселыми, меткими,
интересными, чтобы они легко воспринимались и
запоминались детьми, чтоб дети получили
эмоциональную разрядку, отдых. |