Цель: 1. Учить детей упорядочивать геометрические
фигуры по 2-м признакам: форме и цвету.
2. Игра «Муравьи» - учить детей различать цвета и
размеры.
3. Формирование представления о символическом изображении
вещей.
Материал: комплект геометрических фигур Дьенеша.
Ход занятия:
Воспитатель сообщает детям, что принесла новые кубики,
каких не было. Она высыпает на стол комплект разноцветных геометрических фигур.
- На что похожи эти геометрические фигуры? -
спрашивает воспитатель.
Дети задумываются, рассматривая геометрические фигуры,
но потом отвечают:
- Это какая-то новая мозаика.
- Посмотрите внимательно, какие геометрические фигуры
лежат на столе? - просит воспитатель.
Дети внимательно рассматривают лежащие на столе
геометрические фигуры. После осмотра фигур дети приходят к выводу:
- Фигуры, лежащие на столе, все разноцветные.
- Чем еще отличаются фигуры друг от друга? -
спрашивает педагог.
- Они отличаются еще и формой, - дают ответ дети.
- Тогда назовите формы этих фигур, - просит воспитатель.
Дети перечисляют формы геометрических фигур:
- На столе лежат квадраты, треугольники,
прямоугольники.
- А теперь настало время к упорядочиванию
геометрических фигур, - говорит педагог.
- Давайте сначала разложим геометрические фигуры по
цвету, -предлагает воспитатель.
Дети охотно соглашаются и вскоре на столе появляются
три кучки: желтых, красных, голубых геометрических фигур определенной формы.
- Дети, как вы думаете, как еще можно разложить эти
геометрические фигуры? - спрашивает педагог.
- По геометрической форме, - отвечают дети.
Воспитатель соглашается с детьми и они начинают
раскладывать геометрические фигуры по форме. Вскоре на столе появляются четыре
кучки: в одной кучке лежат все круги, в другой лежат все квадраты, в третьей -
все треугольники, и в последней - прямоугольники.
После этого воспитатель предлагает всем вместе
проверить кучки и убедиться, что все геометрические фигуры сложены правильно.
Воспитатель предлагает детям игру «Муравьи».
Правила игры:
Нужно взять большие и маленькие зеленые квадратики и
красные треугольники и поместить их около муравьев, сказав, что большой зеленый
квадрат - большой черный муравей, большой красный треугольник - большой
красный муравей, маленький зеленый квадрат - маленький черный муравей,
маленький красный треугольник - маленький красный муравей.
Следует добиваться, чтобы ребенок это понял. Показав
название фигуры, он должен назвать соответствующих муравьев.
Игру можно начать с рассказа: «В одном лесу жили-были
красные и черные, большие и маленькие муравьи. Черные муравьи могли ходить
только по черным дорожкам, а красные - только по красным. Большие муравьи
ходили только через большие ворота, а маленькие - только через маленькие. И
вот встретились муравьи у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где
живет каждый муравей, и покажи ему дорогу». |