Цель: 1. Научить детей упорядочивать фигуры по 2-м
признакам: величине, толщине.
2. Д/игра «Где какие фигуры лежат?» - ознакомление с
классификацией фигур по двум свойствам (величине, толщине).
Материал: комплект
геометрических фигур Дьенеша.
Ход занятия:
Воспитатель раскладывает на столы геометрические
фигуры, предварительно рассортированные по форме: на один стол - круги, на
второй стол - треугольники, на третий стол - квадраты, на четвертый стол - прямоугольники.
Делит детей на четыре группы и подводит к столам.
- Дети, какие геометрические фигуры лежат на первом
столе? -спрашивает воспитатель.
- Геометрические фигуры - круги, - без затруднений
называют дети.
- Кто назовет геометрические фигуры, лежащие на втором
столе? -просит воспитатель.
- На втором столе лежат квадраты, - отвечают дети.
- Посмотрите на третий стол, назовите фигуры, лежащие
на нем, -просит воспитатель.
- На третьем столе лежат только треугольники, -
высказываются дети.
- А какие геометрические фигуры лежат на четвертом
столе? - спрашивает педагог.
- На четвертом столе лежат только прямоугольники, -
легко справляются с ответом дети.
- Давайте внимательно рассмотрим эти геометрические
фигуры, -предлагает воспитатель.
Дети внимательно рассматривают геометрические фигуры.
- Чем еще кроме формы отличаются эти фигуры? - задает
вопрос воспитатель.
- Цветом, - сразу слышатся ответы детей.
- Правильно, итак, мы уже знаем, что эти
геометрические фигуры отличаются формой и цветом, - делает заключение педагог.
- Но если взять геометрическую фигуру в руки и хорошо
рассмотреть ее, можно заметить еще некоторые отличия, - говорит воспитатель и
просит детей взять по одной геометрической фигуре в руки и хорошо рассмотреть
ее. Дети рассматривают геометрические фигуры.
- Дети, все фигуры одинаковые по величине? -
спрашивает воспитатель.
- Нет, - отвечают дети, и начинают оживленно
перечислять, у кого какая по величине фигура:
- У меня маленький треугольник.
- У меня большой квадрат, - также и с другими словами
слышатся ответы детей.
После этого воспитатель предлагает разложить
геометрические фигуры по величине. Вскоре на столах появляются кучки
рассортированных геометрических фигур.
- А теперь посмотрим, все ли фигуры, лежащие в кучках,
одинаковые, нет ли еще каких-нибудь различий, - спрашивает воспитатель.
И тут дети начинают замечать, что некоторые
геометрические фигуры тонкие, а некоторые - толстые.
После этого педагог предлагает еще раз разложить
фигуры, различая их по толщине.
Дети охотно соглашаются и быстро выполняют эту работу.
.Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Где
какие фигуры лежат?».
Правила игры
Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы
поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую
клеточку таблицы.
Можно еще выяснить, сколько рядов и сколько столбцов
имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположить в
верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце.
За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на
вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше. |