Цель: 1. Учить детей упорядочивать фигуры по форме.
2. Д/игра «Заполни квадрат», - упорядочивание
предметов по различным признакам.
Материал: комплект геометрических фигур Дьенеша.
Ход занятия:
Воспитатель приносит детям большую красивую коробку.
Дети с интересом разглядывают коробку и сразу слышится вопрос:
- А что лежит в этой коробке, она такая большая и
тяжелая, - спрашивают дети.
- В этой коробке лежит сюрприз, но сначала вы сами
попробуйте догадаться, что в ней лежит, - предлагает воспитатель детям.
Дети начинают высказывать предположения:
- В ней лежат книги?
- Нет, - качает головой воспитатель.
- Игрушки? - снова спрашивают дети?
- Это не совсем игрушки, но с ними можно и играть, -
подсказывает воспитатель.
- Кубики? - спрашивают дети.
- Их можно так назвать, но точнее... - и воспитатель
открывает коробку. Дети заглядывают внутрь коробки.
- Это же геометрические фигуры, - отвечают дети.
- Правильно, это геометрические фигуры, и сейчас мы с
вами поиграем в них, - предлагает воспитатель.
Педагог высыпает все геометрические фигуры на ковер.
- Рассмотрите их внимательно и назовите формы этих
геометрических фигур, - просит воспитатель.
- Здесь есть круги, квадраты, - называет
геометрические фигуры ребенок.
- Также здесь прямоугольники и треугольники, -
помогают ему дети.
- А теперь давайте их разложим так, чтобы в одной
кучке лежали только круги, в другой - только квадраты, в третьей -
треугольники, в четвертой - все прямоугольники - предлагает воспитатель.
Дети начинают раскладывать по кучкам геометрические
фигуры. Но вскоре некоторые дети затрудняются и спрашивают:
- Мы складываем треугольники, но они разные, есть
большие треугольники, а есть маленькие треугольники, как нам быть?
Воспитатель предлагает детям:
- Вы складываете треугольники, а ведь несмотря на
размеры -это и большой треугольник и маленький треугольник, а так как это треугольники,
значит, складывайте их в одну кучу.
Также возникли у детей затруднения из-за цвета:
- У нас фигуры все разноцветные, как нам поступить? -
спрашивают дети.
- Если даже вы складываете фигуры (например,
квадраты), но они все разноцветные: желтые, красные, голубые - все равно,
несмотря на цвет, они все квадраты - поясняет воспитатель.
После этого дети все справляются со своей работой. В
конце воспитатель еще раз напоминает, что из-за цвета или размеров
геометрическая форма остается прежней.
Для закрепления материала воспитатель предлагает
поиграть в игру «Заполни квадрат»
Правила игры:
Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные
цифрами, любые геометрические фигуры, например, красный квадрат, зеленый круг,
желтый квадрат.
Второй игрок должен заполнить остальные клетки
квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали и по вертикали были
фигуры, отличающиеся по цвету и по форме.
Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут
меняться местами. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении
мест в квадрате. |