Цель: 1. Познакомить с рисуночными знаками-кодами.
Характеристика признаков определенных фигур при помощи знаков-кодов.
2. Д/игра «Дерево» - формирование классифицирующей деятельности
(по цвету, форме, величине).
Материал: комплект геометрических фигур,
карточки со знаками кодов, рисунок с изображением дерева.
Ход занятия:
Воспитатель раздает детям карточки, на которых
изображены 4 геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Карточки
с изображением бесформенных пятен голубого, красного, желтого цветов.
Также карточки с изображением домиков (обозначающих
величину) и карточки с человечками (обозначающими толщину). Затем воспитатель
берет геометрическую фигуру (например, треугольник) и вместе с детьми начинает
ее рассматривать.
- Дети, какая это геометрическая фигура? - спрашивает
воспитатель.
- Треугольник, - отвечают дети.
- Какого цвета этот треугольник? - задает вопрос
педагог.
- Голубого цвета, - отвечают дети.
- Что еще можно сказать об этом треугольнике? -
спрашивает воспитатель.
- Он большой и толстый, - отвечают дети.
- Правильно, дети, а теперь посмотрите внимательно на
карточки, которые лежат на ваших столах, - просит воспитатель.
- С помощью этих карточек можно охарактеризовать
признаки определенных геометрических фигур, - объясняет воспитатель.
Воспитатель предлагает детям с помощью этих карточек
на фланелеграфе охарактеризовать этот треугольник.
Выходит один ребенок, выбирает карточки с изображением
треугольника и крепит на фланелеграфе.
- Почему ты выбрала именно эту карточку? - спрашивает
воспитатель.
- Потому что на ней изображен треугольник, - отвечает
она..
- Поскольку мы описывали голубой треугольник, какую
надо найти и прикрепить карточку, выражающую качество цвета? - спрашивает
воспитатель.
- Надо прикрепить карточку с синим бесформенным
пятном, - отвечает она.
- А какой еще это треугольник? - спрашивает педагог.
- Он большой и толстый, - помогают дети. Воспитатель
показывает детям карточки.
- Как вы думаете, что обозначают эти человечки? -
спрашивает педагог.
- Толстый человечек обозначает, наверное, слово
«толстый», а худой человечек - «тонкий», - высказывают свое предположение
дети.
- Какую же надо прикрепить карточку, чтобы обозначить
толщину треугольника? - спрашивает педагог.
- Карточку с толстым человечком, потому что у нас
толстый треугольник, - отвечают дети.
- Ну, так какой же является наша геометрическая фигура?
- интересуется педагог.
- Она является треугольником, голубым, толстым, -
отвечают дети.
- Но она еще и большая, где же карточка, которая
говорит об этом? -задает вопрос воспитатель.
И воспитатель показывает домик с двумя окнами и
дверью, а другой домик с одним окном.
Дети быстро догадываются, какая из карточек означает
«большой», а какая - «маленький».
- Какую же карточку мы прикрепили на фланелеграф? -
спрашивает воспитатель.
- Карточку с домиком, у которого 2 окна и дверь, -
отвечают дети. После этого воспитатель просит детей прочитать по картинкам, что у них получилось.
Дети читают: треугольник голубой, толстый, большой.
- Таким образом, с помощью таких знаков-кодов можно
описать любую геометрическую фигуру, - делает вывод воспитатель.
Воспитатель предлагает детям д/игру «Дерево».
Правила игры:
На рисунке изображено дерево, на котором должны
«вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветке какая фигура «вырастет»,
возьмем, например, зеленый маленький треугольник и начнем двигать его от корня
дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по
правой ветке. Дошли до разветвления. По какой ветке двигаться дальше? По
правой, у которой изображен треугольник. Дошли до следующего разветвления.
Дальше строчки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая
фигура, а по правой веточке - маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке.
Здесь и должен вырасти маленький зеленый треугольник. Так же поступать с
остальными фигурами. |