1. Упражнение на преодоление проблемной ситуации «Помогите
доктору Айболиту».
2. Игра «Поезда».
Цель: закрепление умения измерять объем жидких тел с
помощью условной мерки; упражнение в количественном и порядковом счете,
пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава
числа, различении цифр, цвета; развитие умения мыслить, рассуждать, доказывать,
самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них.
Материал: фланелеграф, счетные палочки, силуэты
животных, цифры, вода в двух емкостях, условная мерка - стакан.
Содержание
1. Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию:
доктор Айболит, собравшись ехать в Африку, заготовил в одном кувшине микстуру
от кашля, в другом - лекарство для компрессов. Как известно, лекарство для
компрессов пить нельзя. Кувшины перепутали, и доктор Айболит не знает, где у
него какая жидкость. Он помнит одно: лекарства для компрессов было больше, чем
микстуры.
- Помогите доктору Айболиту, - просит воспитатель.
Дети обсуждают и высказывают свое мнение, как это
можно сделать. Воспитатель показывает опытным путем непригодность некоторых
способов (на глаз сравнить нельзя, так как кувшины не прозрачные, разные по
объему, узкое горлышко и ничего не видно и т. п.). Вместе с воспитателем дети
решают: надо измерять жидкость условной меркой и сравнить результаты
измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте; ставится тазик, куда
будет сливаться измеренная вода. Измеряют сначала жидкость из одного кувшина
(желтая подкрашенная), а затем из другого, розового. Дети откладывают два ряда
фишек (желтые и красные кружки), сравнивают их. Выясняют, что розовая вода -
микстура, так как ее меньше, а желтая - лекарство для компрессов, так как ее
больше. На кувшины клеятся наклейки.
2. Игра «Поезда».
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они
путешествовать. Выслушав ответы, предлагает угадать, на чем они отправятся в
путешествие сегодня:
В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
Воспитатель спрашивает, как дети догадались, что это
поезд. Потом просит:
- Составьте поезд из палочек-вагонов - от самого
длинного до самого короткого, и в путь-дорогу! Составили? Поехали. А в пути поиграем
в вопросы и ответы.
- Сколько всего вагонов у поезда? (Десять.)
- Каким по порядку стоит синий вагон? (Вторым,
девятым.)
- Вагон какого цвета стоит шестым? (Желтого.)
- Какой по порядку вагон находится между оранжевым и
вишневым цветом? (Девятым и т. д.)
Воспитатель продолжает давать задания:
- Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо;
а теперь наоборот - справа налево. Пронумеруйте вагоны своего поезда.
Дети ставят цифры над каждым вагоном. Воспитатель
показывает полоску белого цвета:
- Сейчас наш поезд пассажирский, и в нем едут вот
такие пассажиры. Сколько пассажиров едет в последнем вагоне?
Дети укладывают полоски белого цвета или отвечают
сразу, и воспитатель задает несколько вопросов по количеству пассажиров. Затем
предлагает следующую задачу:
- Ребята, по железной дороге движется встречный поезд
(четыре вагона), только пассажиры в нем - животные: слон, корова, кошка, собака.
В этом поезде едет и мышка, но она спряталась и ее не видно.
Отгадайте, в каком вагоне мышка, если мы знаем, что
она едет не с собакой и не со слоном.
Выясняется, что мышка едет с коровой, так как кошка
может съесть Мышку. Воспитатель предлагает отвезти всех животных в деревню и достроить
для них домики из полосок (палочек). Можно строить, объединив детей в группы
по несколько 
2. Игра «Вставь пропущенные числа».
Нужно вставить пропущенные числа на крыльях каждой
мельницы и найти отличия у трех мельниц (У первой мельницы числа идут по 2
порядку - 1,2, 3,4, 5, 6; у второй - четные числа парами по два - 2,4, 6, 8,
10, 12; у третьей - нечетные числа (+2) - 1, 3, 5, 7, 9, 11). |