Задачи:
Предварительная работа:
А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова "Почемучка”
глава "Про зеленые леса и лесные чудеса”,
П.С. Ляхов Детская энциклопедия "Я познаю мир”
"Насекомые”,
Н.А. Рыжова "Сказка о Человеке и Золотой рыбке”,
В. Максимов "Птичьи часы”, Мини-энциклопедия в
картинках "Деревья”,
В. Бианки "Лесные домики”. Рисование
"Дом, в котором я живу”.
Упражнять детей в количественном
счете в пределах 20, используя экологически
значимое содержание.
Формировать умение выделять множества,
обозначать множества цифрами, сравнивать числа.
Закреплять знания детей о геометрических
фигурах, учить видеть геометрическую форму в
объектах и рукотворных предметах.
Развивать практические навыки при измерении
предметов с помощью условной мерки.
Закреплять знания об экологических связях и
зависимостях и роли человека в сохранении
природной целостности.
Чтение книг:
Наблюдение за деревьями, птицами во время
прогулок в лес, по территории детского сада.
Методические приемы:
Игра "Строим город”.
Игра "Сажаем сад”.
Игра – задание "Выдели множество одно в
другом”.
Практическая часть: измерение заготовок для
домиков птиц с помощью условной мерки.
Ход занятия:
- "Строим город”.
– Ребята, вы знаете много сказок.
Скажите, как называется сказка, которая написана
в этой книге? (показываю книгу "Сказка о Человеке
и Золотой рыбке”) – Сказка о Человеке и Золотой рыбке. – О чем говорится в этой сказке? – Об ошибках человека, которые привели
к гибели леса, птиц, насекомых, pеки. – Правильно. И сегодня мы постараемся
исправить ошибки, допущенные этим человеком. В
чем же состояла его первая ошибка? – Погубил часть деревьев в лесу, когда
каменный дом появился на опушке леса. Затем лес
был совсем уничтожен, чтобы на его месте
раскинулись бескрайние поля. – Сегодня мы с вами побудем в роли
архитекторов. Попробуем застроить опушку леса,
примыкающую к городу. Посмотрите на модели домов.
Какую геометрическую фигуру напоминают стены
этих домов? (прямоугольник, четырехугольник) – Как можно назвать эти дома?
(Многоэтажные) – Сейчас я предлагаю застроить этими
домами опушку леса. Возьмите любой дом и
подумайте, где его лучше разместить? (Дети берут модели домов и размещают их
на опушке леса) – Посчитайте, сколько этажей в вашем
доме, найдите цифру, которая обозначает
количество этажей в доме, и поставьте около этого
дома. – Вот мы и исправили одну из ошибок
человека. Дома построили, а лес не погубили. Какой
дом самый высокий? (16-этажный) А самый низкий?
(5-этажный) – Сколько видов деревьев в нашем лесу?
(Липа, береза, дуб, сосна – 4 вида) – Как вы определили каждый вид дерева?
(По форме кроны и цвету коры, у дуба форма кроны
круглая, кора темно-коричневая и т.д.) – Как вы думаете, лес – это дом? (Да) – Для кого он является домом? (Для
зверей, птиц, насекомых) - Да, ребята, норка или гнездо – это лесные
квартиры, а лес – это многоэтажный и
многоквартирный дом.
- "Сажаем сад”
– В чем же заключалась его следующая
ошибка? (Oн уничтожил насекомых и птиц)
– Нам нужно исправить эту ошибку. Где,
кроме леса живут насекомые и птицы? (В поле, на
лугу, в саду)
– Может быть нам посадить сад? Что
может расти в саду? (Яблони, вишни, смородина,
сирень, черемуха, цветы)
– Саженцы у нас есть. Нужно отличить их
друг от друга? Как это сделать? (Можно определить
по цвету коры и форме кроны)
(Дети самостоятельно определяют, где
какие саженцы и рассказывают, как они определили:
это саженцы яблони, т.к. форма корны круглая, а
цвет коры серо-коричневый; это саженцы вишни –
форма кроны тоже круглая, но цвет коры
коричнево-бордовый, а это кусты сирени – цвет
коры серо-зеленый)
– Название саженцев определили, план
посадки тоже имеется. Место, обозначенное на
плане синим треугольником, отведено под сирень,
белым треугольником – под черемуху, большим
кругом – под яблони, маленьким кругом – под
вишни.
– Посадите 10 саженцев сирени. (Сажают)
– Яблонь посадите на 1 саженец меньше,
чем сирени. Сколько саженцев яблонь надо
посадить? (9)
– Вишен посадите на 1 саженец больше,
чем яблонь. Сколько саженцев вишни надо посадить?
(10)
– Черемухи посадите столько же,
сколько саженцев вишни. Сколько надо посадить
саженцев черемухи? (10)
– Сад посадили. И думаю, в этом саду
обязательно расцветут цветы, поселятся
насекомые и птицы. Но в саду могут поселиться
разные насекомые:
- насекомые, которые приносят пользу. Назовите их.
(Пчелы, шмели, божьи коровки и т.д.) Какую пользу они приносят? (Oпыляют
растения, от пчел получаем мед)
- насекомые – вредители. Как они вредят
растениям? (Поедают листья плоды кору). Кто поможет нам с ними бороться? (Птицы,
которые будут жить в саду)
– Правильно. Поэтому ядохимикатами,
которые применил Человек, можно не пользоваться.
- Игра – задание "Выдели множество одно в
другом”
– Две ошибки, допущенные Человеком,
мы исправили. Пришло время отдохнуть и поиграть.
Я приготовила вам игру с заданием. Перед вами 3
небольшие полянки в форме круга и карточки с
животными и растениями. Как вы думаете, что может
быть расположено в этих полянках-кругах?
(множества) – Разделитесь по 2–3 человека, кто с
кем хочет. Подойдите к любой полянке и разложите
карточки так, чтобы у вас получилось 2 множества,
одно из которых является частью другого (одно из
которых включало бы другое). (Дети раскладывают карточки) – Какие множества выделены? (Множества
насекомых, птиц, цветов, плодов, растущих на
деревьях) – Какое множество включает в себя
множество бабочек? (Множество насекомых) – Какое множество включает в себя
множество раноцветущих цветов? (Множество
цветов) – Какое множество включает в себя
множество перелетных птиц? (Множество птиц) – Какое множество включает в себя
множество фруктов? (Множество плодов, растущих на
деревьях) – Какие множества можно объединить?
Почему? (Множества насекомых и птиц – это
животные, множества плодов, растущих на деревьях,
и цветов – это части растений) – Как связаны эти множества?
(Насекомые питаются растениями, птицы –
насекомыми и растениями)
- Измерение заготовок для домиков птиц с помощью
условной мерки
– Чтобы привлечь в сады больше птиц,
для них можно сделать домики. Скворечники и
синичники уже сделаны и развешены, и вы их все
видели. Вспомните, для каких птиц еще можно
сделать домики? (Для стрижей, горихвосток,
мухоловок, белых трясогузок)
– Перед вами рисунки этих домиков.
Рассмотрите иллюстрации с изображением этих
домиков.
Это домик для стрижей
Это домик для горихвосток
Это домик для мухоловки и белой
трясогузки
– Для каждого домика, изображенного на
рисунке, сделаны заготовки, но все эти заготовки
лежат вместе. Вам нужно найти заготовки для
каждого домика. Как это сделать? (Измерить
заготовки с помощью условной мерки)
(Раздаю детям условные мерки и
объясняю, для заготовок какого домика условные
мерки)
– Работу по измерению заготовок вы
закончили. Сколько домиков получится из этих
заготовок?
– Мы попросим Александра Семеновича,
чтобы он из этих заготовок сделал домики.
Получится 3 таких домика (показываю образцы
домиков).
– Какой формы стенки домика
трясогузки? (Квадратной)
– Какой формы стенки домика стрижа?
(Прямоугольной, квадратной)
- Я думаю, им понравятся наши домики и птицы
поселятся в них.
– В чем же заключалась третья ошибка
Человека? (Он загрязнил речку)
– Что можно сделать, чтобы река не
загрязнилась отходами заводов и фабрик?
(Построить очистные сооружения)
– Конечно. Если бы Человек все подумал
и предусмотрел, не случилось бы всего этого. А
сейчас мне хочется прочитать стихотворение
нашего земляка Николая Жоголева "Берегите лес”.
Как все взаимосвязано в природе,
разумно и необходимо!
Вот – ландыши, они не в поле бродят,
А с тенью лип неразделимы.
И с шелестом берез зелено-дымных,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги, со свистом соловьиным,
И влажным воздухом медовым.
Срубите лес – и, как в безлунной бездне,
Все-все, до муравьиной кучи,
До ежика, до светлячка, исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,
Чтоб в ручеек Аленушка глядела…
|