В плане подготовки детей к деятельности вычисления
необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел.
Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших,
но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми
особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых.
Детям показывают все варианты состава чисел в пределах
пятака.
Число 2 — это 1 и 1,
3 — это 2 и 1, 1 и 2,
4 — это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3,
5 —это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.
Воспитатель выкладывает на наборном полотне в ряд 3
кружка одного цвета, просит детей сказать, сколько всего кружков и указывает,
что в данном случае группа составлена из 3 кружи ков красного цвета: 1, 1 и еще
1. «Группу из 3 кружков можно составить и по-другому», — говорит воспитатель и
поворачивает третий кружок обратной стороной. «Как теперь составлена группа?» — спрашивает педагог. Дети отвечают, что группа составі лена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего
цвета, а всего — из 3 разноцветных кружков.
Воспитатель делает вывод, что число 3 можно составить из
чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3. Затем поворачивает обратной стороной
второй кружок, и дети рассказывают, что теперь группа составлена из 1 красного
и 2 синих кружкой
Обобщая в заключение ответы детей, воспитатель
подчеркивает, что число 3 можно составить по-разному: из 2 и 1, из 1 и 2.
Данное упражнение наглядно выявляет состав числа! отношение целого и части,
поэтому с него целесообразно начинать знакомство детей с составом чисел.
Для закрепления знаний детей о составе числа из 2
меньшим чисел используют разнообразные упражнения с предметами и моделями
геометрических фигур. Детям предлагают рассказы-задачи, например: «На верхнем
проводе сидели 3 ласточки,
1 ласточка пересела на нижний провод. Сколько всего
ласточек? Как они теперь сидят? Как они еще могут сидеть?» (Ласточек на
наборном полотне пересаживают с провода на провод.) Или: «Вере подарили 4
карандаша. Она поделилась с Аней. Как она могла разделить карандаши?» С этой же
целью дают задания: одному ребенку взять 3 камешка (желудя) в обе руки, а
остальным догадаться, сколько камешков у него в каждой руке; разделить группу
из 3 (4, 5) игрушек между 2 детьми; нарисовать
2 разновидности фигур, например круги и квадраты,
всего 4 фигуры; полезно рассмотреть с детьми числовые фигуры, на которых
кружки расчленены на 2 группы.
Выполнив то или иное задание, дети каждый раз
рассказывают о том, на какие 2 группы расчленена совокупность, сколько всего
предметов в нее входит, и делают обобщение о составе числа из 2 меньших чисел.
Например, ребенок говорит: «Я взяла 2 зеленые и 1 желтую ленточку, а всего 3
ленточки. Число 3 можно составить из 2 и 1; 2 и 1 вместе составляют 3».
Важно приучить детей по-разному строить ответы: идти
как от частного к общему, так и от общего к частному: «Всего я нарисовал 4
фигуры: 3 квадрата и 1 фигуру овальной формы».
Не менее важно побуждать детей устанавливать отношение
между целым и частями, т. е. делать вывод о составе числа: «Число 4 можно
составить из 3 и 1; 3 и 1 вместе составляют 4».
Для подведения детей к обобщению им дают такие
задания: педагог показывает карточку, на которой изображено от 3 до 5
предметов, но часть их он закрывает и говорит: «На карточке нарисованы 4
зайчика. Угадайте, сколько зайчиков я закрыла». Педагог берет 2 числовые
фигуры, одну из них, например с 3 кружками, показывает детям, а вторую
поворачивает к ним обратной стороной и спрашивает: «Сколько кружков на перевернутой
карточке, если на 2 карточках вместе 5 кружков? Как вы догадались?»
Можно побуждать детей находить в групповой комнате
примеры разложения числа на 2 группы. Например, в групповой комнате может
оказаться 2 шкафа с игрушками и 1 с пособиями, а всего 3 шкафа; 2 больших
мишки и 3 маленьких, а всего 5 мишек и т. п.
Знакомство с составом числа из 2 меньших чисел
обеспечивает переход к обучению детей вычислению. |