Материал для занятия
У воспитателя —полотно, двухцветные кружки (одна сторона красная, другая —синяя), флажки, камешки, игрушки.
Для каждого ребенка — конверт с пятью кружками одного цвета и карточками с двумя полосками.
Ход занятия
Воспитательница кладет на полоску полотна три кружка одного цвета и
спрашивает: «Сколько кружков я положила?» Дети отвечают: «Три кружка».
Педагог задает новый вопрос: «Как я составила число три?» Дети отвечают:
«Один, один и один, вместе три кружка». Воспитательница уточняет, что
число три состоит из трех кружков одинакового цвета. Затем она
переворачивает один кружок и дети видят, что число три можно составить
из кружков двух цветов. Дети называют два красных кружка и один синий.
Педагог переворачивает еще один кружок. Дети говорят; «Один красный и
два синих — вместе три». Педагог повторяет состав числа три: «Один, один
и один — вместе три. Два и один — вместе три. Один и два — вместе три».
После этого предлагается взять конверты, достать по три кружка и
разложить на две полоски: два кружка на верхней полоске, один — на
нижней; затем один кружок на верхней полоске, два — на нижней. Дети
выполняют задания. Педагог каждый раз спрашивает, сколько кружков
получается вместе.
Педагог вызывает ребенка к столу, на котором лежит десять камешков,
предлагает взять три камешка, кто как хочет. Ребенок берет, например,
один — в правую руку, два — в левую, но так, чтобы дети не видели,
сколько в каждой руке. Если тот или иной ребенок правильно отгадает
число камешков в левой и правой руке, он идет на место вызванного.
Можно давать детям и другие задания: составить число три из флажков
двух цветов — желтого и зеленого; взять три игрушки и разделить их между
двумя детьми.
Таким же образом изучается разложение других чисел. Использование
различного числового материала поможет детям скорее понять, что любое
число можно разложить на два меньших, а значит, из двух меньших можно
составить новое число. |