Ребенок-чтец Я недавно смотрел старый фильм о войне И не знаю, кого мне спросить: – Почему нашим людям и нашей стране Столько горя пришлось пережить?
Почему сыновья не вернулись домой, Столько жен потеряли мужей? Отчего красны девицы ранней весной Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов, Эту память вовек не убить, Лебеда – их еда, и землянка – их кров. А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне, Чтобы не было войн и смертей, Чтобы мамам страны не пришлось хоронить Вечно юных своих сыновей.
1-й ведущий Еще живут на свете люди,
которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны,
трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей,
посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех
временах…
2-й ведущий Конечно, историки могут
подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении,
число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они
рассказать, что чувствовала семилетняя девочка из Бреста в первый день
войны или десятилетний мальчик из блокадного Ленинграда.
Ребенок-чтец Его я узнал не из книжки Жестокое слово – война! Прожекторов яростной вспышкой К нам в детство ворвалась она, Смертельными тоннами стали, Сиреной тревоги ночной, В те дни мы в войну не играли, Мы просто дышали войной. 1-й ведущий Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.
Ребенок-чтец Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России. Проснувшись, он махал войскам рукой... Ты говоришь, что есть еще другие, Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он. К. Симонов
2-й ведущий Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры? – Многое. Об этом смогут рассказать они сами.
Мальчик-рассказчик Мой папа был военным
врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне
было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был
подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к
своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в
специальную разведроту при штабе 4-й армии…
Мальчик-рассказчик В начале войны мне
было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны
школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские
пузырьки и сдавали их в госпиталь. А весной и летом нас вывозили на сбор
крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек
дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
1-й ребенок-чтец Мы – маленькие очевидцы, Последние из могикан, Нам до сих пор тревога снится, И до сих пор отбой не дан.
2-й ребенок-чтец Из теплой, полной снов постели, Из комнат, где цветы цвели, В бомбоубежища и щели Мы ночью с бабушками шли.
3-й ребенок чтец Мы слез тогда уже не лили, Мы знали вкус полынь-травы. И с вами всю беду делили, Как с нами хлеб делили вы.
4-й ребенок чтец Но что же, мы, зато, узнали, Что значит выжить в трудный год, Что значит – Родина за нами И что такое наш народ.
1-й ведущий 900 дней продержался в
блокаде город-герой Ленинград. "Ленинградские дети"... До какого-то
момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными.
Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны
коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, ведь
передовая была совсем рядом. А потом они становились самыми тихими на
земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже
плакать.
Ребенок-чтец Всё ярче звезды, небо голубей, Но отчего-то вдруг сжимает сердце, Когда мы вспоминаем всех детей, Которых та война лишила детства. Их защитить от смерти не смогли Ни сила, ни любовь, ни состраданье. Они остались в огненной дали, Чтоб мы сегодня их не забывали. И память эта прорастает в нас, И никуда нам от нее не деться. Что, если вдруг опять придет война, Вернется к нам расстрелянное детство...
Девочка-рассказчица Я родилась в
Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало
отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 сантиметров. В
ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет
иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это –
ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть.
Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки... А есть
очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний
моего детства…
2-й ведущий "Ленинградские дети"… Когда
звучали эти слова на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в
Алма-Ате и во Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем война принесла
горе, но больше всех – детям. На них обрушилось столько, что каждый
хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" – это
звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей
страны.
1-й ведущий Через всю жизнь пронесли
люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба,
стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений.
Это отношение оказывается красноречивее слов.
Ребенок-чтец (это стихотворение можно прочитать и по ролям) Мы пришли к блокаднице, Вынули тетрадку: – Расскажите, бабушка, Все нам по порядку – Как вы голодали, Как вы замерзали, Как на вас фугасы По ночам бросали...
Придвигает бабушка В вазочке конфетки, Предлагает бабушка: – Угощайтесь, детки! Здесь берите пряники, А вот здесь – помадку... Я на белой скатерти Разложил тетрадку: – Кто лечил вас, бабушка, Если вы болели? Как же вы работали, Если вы не ели?..
Отвечает бабушка, Угощая чаем: – А пирог с капустою Мы не покупаем, Я сама пеку его – Кушайте, касатки!.. Я вожу рассеянно Ручкой по тетрадке: – Правда ли, что воду Из Невы носили? Сколько же народу Вы похоронили?..
Отвечает бабушка: – Что ж вы не едите? Может быть, оладушков Вы еще хотите? Ой, совсем забыла, – Ешьте шоколадку!.. Мне девчонки шепчут: – Закрывай тетрадку!..
Съели мы оладушки И пирог с капустой... – До свиданья, бабушка, Было очень вкусно! М. Яснов
|