В оформлении зала преобладают красные пасхальные цвета. На
центральной стене музыкального зала помещена большая икона Воскресения
Христова.
Дети входят в зал под аудиозапись Пасхальных песнопений.
Праздник открывает священник, приветствуя гостей и поздравляя всех с днем Светлого Христова Воскресения!
Ведущая (обращаясь к детям)
Христос воскресе, дорогие дети!
Христос воскресе, дорогие гости!
Дети и взрослые в зале
Воистину воскресе!
Ведущая
Наступил самый большой и радостный, самый главный христианский праздник: Пасха Господня, Воскресение Христово.
А сможете ли вы ответить, что празднуем и вспоминаем мы в этот день?
Дети
В день Пасхи мы празднуем Воскресение Христа из мертвых.
Ведущая
Что значит для нас Воскресение Господа Иисуса Христа?
Дети
Воскресение Христово значит для нас начало новой святой жизни. Празднуя
Воскресение Христово, мы должны стараться не грешить: не злиться, не
ссориться, не обманывать, не капризничать, не требовать себе лучшего, но
любить друг друга, делать добро. И верить в то, что и мы воскреснем
вместе со Христом.
Ребенок-чтец
Евгений Санин
Радость от земли и до небес:
Он – воскрес!
Воистину воскрес!
Он воскрес... И это Воскресение
Дарует нам вечное спасение!
Ведущая
Мы с вами долго готовились к Светлому Празднику, семь недель поднимались
по «Лестнице Великого поста», сострадали Христу во время Страстной
седмицы, читая Евангелие.
Со стародавних времен православные люди читали на Страстной седмице
своим детям евангельские рассказы о страданиях Христа, а еще читали
благочестивые легенды и предания о том, как вся природа сопереживала
Своему Творцу и Создателю в Страстные дни.
Среди этих преданий – легенда о маленькой птичке по имени Красношейка.
Ребята из подготовительной группы приготовили к празднику постановку по этой легенде. Сейчас они нам ее покажут.
Красношейка
(Пасхальная постановка по легенде из книги Сельмы Лагерлёф «Сказания о Христе»)
Действующие лица
Ведущий
Красношейка (на протяжении спектакля роль птички исполняют две разные девочки)
Два ворона
Пять птенцов Красношейки
Разные птицы (вороны, совы, грачи, скворцы, синички)
Сцену украшают несколько красивых зеленых деревьев. За
деревьями на стене закреплено белое полотнище, на которое в нужное время
будет проецироваться слайд.
Звучит негромкая, нежная мелодия.
Ведущий
Когда Господь сотворил мир и были наречены имена всем животным и птицам одна маленькая серая птичка была названа Красношейкой.
Красношейка (летает по сцене)
Как красив и удивителен мир! Полечу, посмотрю на свое отражение в озере.
Красношейка подлетает к «озеру», обозначенному расстеленным на полу сцены голубым платком. Смотрится в озеро.
Ах, но я совсем серая! И шейка у меня такая же серая, как все
остальное... (Ищет красные пятнышки.) Нет ни одного красного пятнышка!
Вся серая! Может быть, Бог забыл окрасить мои перышки в красный цвет.
Надо полететь к Нему и сказать Ему об этом. Господь, наверное, ответит:
«Ах, дорогая! Я вижу, что забыл окрасить твои перышки. Подожди минутку,
сейчас все будет исправлено».
Ведущий
И она полетела к Богу. Как страшно было подлетать к Нему, Великому и
Всемогущему. Сильно билось ее сердечко, и все же, когда Творец спросил,
что ей нужно, Красношейка осмелилась обратиться к Нему.
Красношейка (опустившись на колени и смотря вверх)
Господи, я хотела спросить у Тебя одну вещь. Зачем я должна называться
Красношейкой, когда я вся серая от клюва до кончика хвоста?
Ведущий
Как ей хотелось иметь красные перышки! Но Господь ответил, что имя
Красношейка самой птичке и всем продолжателям ее рода придется носить и
впредь. А красные перышки на шейке она должна заслужить сама.
С глубокой думой полетела Красношейка в рай.
Красношейка
Как же, как же сделать мои перышки красными?
Вылетают два ворона.
1-й ворон
Почему ты такая грустная, Красношейка?
Красношейка
Бог назвал меня Красношейкой, но видите, я вся серая. Мне надо самой заслужить красные перышки на грудке.
1-й ворон
Да, трудная задача дана тебе Богом!
2-й ворон
Послушай, поселись в кусте шиповника. Ведь его цветы такие красные. Может, их лепестки окрасят твою грудку?
Все улетают.
Звучит красивая мелодия.
Декорация на сцене дополняется большим гнездом, расположенным на полу.
Ведущий
Прошло несколько тысяч лет. Красношеек стало много. Они по-прежнему
оставались серыми, но помнили слова Бога и, как только рождались у них
дети, сразу рассказывали им о сотворении мира и о судьбе красношеек.
В гнезде сидят Красношейка (теперь роль птички исполняет другая девочка) и пять ее птенчиков.
Красношейка
Видите, дети, сколько лет прошло со дня сотворения мира, а мы по-прежнему серые.
Птенцы
Пи-пи-пи.
1-й птенец
Неужели наши предки не старались совершить какой-нибудь подвиг, чтобы Господь даровал им красный цвет перышек?
Красношейка
Мы делали, что могли. Но все терпели неудачу. Уже самая первая
красношейка встретила однажды другую птичку, точь-в-точь похожую на нее,
и сразу полюбила ее такой сильной любовью, что почувствовала огонь в
своей груди. «Ах, – подумала она, – я, кажется, понимаю! Господу Богу
угодно было, чтобы я горячо-горячо полюбила и чтобы пламя любви окрасило
мне перья в красный цвет!» Но перышки на ее груди остались серыми.
Птенцы
Пи-пи-пи.
1-й птенец
Значит, нам не носить красного цвета?
Птенцы
Как жаль! Как жаль!
2-й птенец
Мама, я помню, ты рассказывала, что уже самая первая красношейка пела
так, что грудка у нее зажигалась от восторга. Она надеялась, что пламя
песни, льющейся у нее из груди, окрасит перышки в красный цвет. Но этого
не случилось.
Птенцы
Да, да, мы тоже помним этот рассказ.
3-й птенец
А я слышал, что многие красношейки храбро сражались с хищными птицами,
защищая своих птенцов, и в груди у них горел огонь мужества! Каждая
такая птичка надеялась, что храбрость, пылающая в ее сердце, окрасит
грудку в красный цвет. Но и эти птички остались серыми.
Птенцы
Жаль, жаль. Но мы тоже попробуем добиться красных перышек на груди!
Красношейка
Милые дети, это невозможно. Что можем мы сделать еще, кроме того, чтобы любить, быть храбрыми и хорошо петь.
Влетает стая птиц.
Птицы
Несчастье! Великое несчастье ждет нас!
Красношейка
Что такое? Что случилось?
1-я птица
Люди потеряли разум! Они идут убивать своего Бога!
2-я птица
Милостивый Господь послал к нам на землю Своего Сына, Иисуса Христа, а люди возненавидели Его и ведут на казнь!
3-я птица
Его распнут: прибьют ко Кресту, как последнего разбойника!
Красношейка
Птицы, неправду вы говорите!
Вдали слышится шум толпы.
4-я птица
Слышите шум? Это толпа людей идет убивать Бога!
4-й птенец
Мама, а помнишь, ты рассказывала, что человек – самый близкий к Богу из
всех живых существ! Что он царь мира! Что он добрый, милостивый и
кроткий!
5-й птенец
Зачем же люди убивают Бога?
5-я птица (сова)
Дети, дети! Человек может быть святым и великим, но часто он становится
хуже лютого льва, страшнее кровожадного крокодила! Это происходит тогда,
когда человек забывает о Боге!
Все птенцы
Забывает о Боге?
5-й птенец
Разве это возможно?
1-й птенец
Мы так не сможем (птенцы отрицательно качают головами).
6-я птица
Шум приближается! Толпа близко! Летим!
Птицы
Летим! Летим!
Все птицы, кроме Красношейки и птенцов, улетают.
Красношейка
Берегитесь, птенчики! Люди могут растоптать наше гнездышко!
Птенцы
Мама, мы боимся…
Красношейка
Прижмитесь друг к другу, зажмурьтесь и молчите. Эта дикая толпа идет
прямо на нас. Нет, это ужасно! Я не хочу, чтобы вы видели это зрелище!
Красношейка остается с птенцами в гнезде, закрывая птенцов своими крыльями.
Деревья на сцене раздвигаются, на экран проецируется слайд с изображением Распятия.
На сцену выходят три чтеца, они читают фрагменты из 15-й главы Евангелия от Марка.
1-й чтец
– И одели Его в багряницу, и сплели терновый венец, возложили на Него. И начали приветствовать его: радуйся, Царь Иудейский!
2-й чтец
– И били его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
3-й чтец
– Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
1-й чтец
– И привели Его на место Голгофу, что значит «Лобное место». И давали Ему пить вино со смирною, но Он не принял.
2-й чтец
- Распявшие Его делили одежду Его, бросали жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его.
Красношейка опускает свои крылья. И она, и птенцы смотрят на икону-слайд.
5-й птенец
Были бы мы орлами, мы вытащили бы гвозди из рук Господа, а большими крыльями отогнали бы прочь всех, кто Его мучает!
Красношейка
Терновые иглы изранили лоб Его, кровь капает с Его лица! А Он так
прекрасен, взгляд Его так добр, что все бы должны Его любить! Пусть мы
не орлы, а маленькие красношейки! Но, может быть, и мы сможем как-то
помочь Господу!
Красношейка вылетает из гнезда и летит за кулисы.
Негромко играет тревожная, скорбная музыка.
Ведущий
Она выпорхнула из гнезда и стала кружить вокруг Распятого. Долго не
решалась она приблизиться, но мало-помалу набралась храбрости, подлетела
к Страдальцу в терновом венце и вытащила клювом шип, вонзившийся в Его
чело! Пока она вытаскивала шип, на шейку ее упала капля крови Спасителя!
Она быстро расплылась и окрасила все нежные перышки на грудке птички.
Красношейка вылетает из-за кулис к гнездышку, на груди ее – красный платок.
Красношейка
Дети! Дети! Люди распяли Бога!
Ведущий
Птенцы плакали, но изумленно смотрели на грудку матери.
3-й птенец
У тебя грудка красная!
4-й птенец
Перышки на твоей грудке краснее, чем роза!
Красношейка
Это только капля крови бедного Страдальца! Она исчезнет, как только я выкупаюсь в ручье.
Ведущий
Ошиблась Красношейка! Сколько она потом ни мылась – красный цвет не
исчезал с ее шейки. Господь в награду за милосердие даровал маленькой
птичке то, о чем она мечтала со дней творения мира! Грудка ее стала
красной! И когда ее дети выросли – алый цвет засиял и на их перышках.
Теперь сияет он на груди каждой красношейки, потому что это была награда за самоотверженную и бескорыстную любовь к Богу…
На сцену выходят чтецы с зажженными свечами.
Ребенок-чтец
Яков Полонский
Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи…
Потемнели хвойные чащобы,
Тихие заплакали ключи…
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз…
И на камни стали капать слезы
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На Кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем…
Поднялись – морями стали реки
И в горах пронесся первый гром.
Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна…
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И, внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.
Ведущий
Звонко звучит в пасхальном птичьем хоре радостная песня и нашей Красношейки, славящей вместе со всеми Воскресение Христово!
Ребенок-чтец
Иван Рутенин
Поселились птицы в гнездах,
Снег растаял, как свеча!
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича!
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес.
И меня целуя, папа
Говорит: «Христос воскрес!»
Ребенок-чтец
Константин Фофанов
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море, – точно небеса.
А в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.
Ребенок-чтец
Виктор Афанасьев
Прилетели птицы,
Радостно блистая:
Светлая седмица,
Праздничная стая!
Прилетели прямо
Со двора Господня
Проводить из храма
Крестный ход сегодня.
А у нас куличик –
Золотая корка!
Крашеных яичек
На подносе горка!
Молоко в крынке!
Пир – как в сказке!
В доме ни пылинки –
Убирались к Пасхе.
Хорошо нам вместе!
И обед наш весел:
– Христос воскресе!
– Воистину воскресе!
Ребенок-чтец
Нина Орлова
Я разрисовал яичко:
Ветка, а на ветке птичка,
Облако летит в простор,
В голубое поднебесье,
Посередочке – узор,
А внизу: «Христос Воскресе!»
Ведущий
Наши ребята, готовясь к Пасхе, мастерили подарки для мам, пап, бабушек,
дедушек и других гостей. А взрослые трудились над пасхальными
угощениями.
Сейчас все смогут отправиться по своим группам, чтобы там обменяться
пасхальными подарками, поиграть в пасхальные игры и посидеть за
праздничным столом.
– Христос воскресе!
Пусть в сердце каждого из нас живет пасхальная радость и любовь к Воскресшему Христу!
Под аудиозапись колокольного звона дети вместе с родителями расходятся по группам, где продолжается праздник.
|