Праздник, проведенный по этому сценарию, перенесет
его участников в прошлое. Игры и конкурсы помогут ребятам познакомиться с
историей русского воинства, а также — проявить свою ловкость и смекалку.
Главная задача праздника, организованного «под старину», — показать лучшие
качества простого русского солдата, верой и правдой служившего Родине и
умевшего, несмотря на все тяготы, сохранять боевой дух, добрый и веселый нрав.
Рекомендуемый возраст: 5-6 лет.
Что нужно для праздника
1. Костюм русского солдата прошлых веков, роль которого
исполнит взрослый. Конечно, костюм может быть стилизованным. Возможные
элементы одежды и аксессуары: брюки галифе, гимнастерка, фуражка, шинель-скатка
или котомка за спиной, сабля на боку, барабан на груди и т. д.
2. Пакет с донесением, скрепленный «сургучной» печатью
(подойдет и коричневый пластилин).
3. Костюмы и реквизит, необходимые для инсценировки
русской народной сказки «Каша из топора» (см. ниже).
Корзина (или коробка), воздушные шары, лист ватмана,
разделенный на квадраты с проставленными в них порядковыми номерами.
5. Фонограмма оружейных выстрелов для проведения игры
«Пушкари».
6. Музыкальное оформление:
♦ «Песня солдата» из к/ф «Марья-искусница» (слова Е.
Шварца, музыка А. Волконского)
♦ песня «Кап-кап-кап» из к/ф «Иван Васильевич меняет
профессию» (слова Л. Дербенева, музыка А. Зацепина) народная песня «Соловей,
соловей, пташечка».
7. Головные уборы летчика, солдата, моряка.
8. Подарки для мальчиков.
Как проводить праздник
Сюжет праздника строится на том, что в гости к ребятам
приходит бывалый служивый — рассказать о своем житье-бытье, порасспросить да
посмотреть на нынешнее подрастающее поколение, поздравить будущих защитников
Отечества с праздником.
В ходе утренника интересные диалоги его ведущей с бравым
солдатом чередуются с играми, инсценировками и т. д.
Игры и
другие развлечения
Дети и гости — родители, бабушки, дедушки и т. д. — занимают
приготовленные для них места в зрительном зале.
Ведущая: Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Котомка
за спиной, сабля на боку, барабан на груди — идет солдат домой с войны. Хорошее
у служивого человека настроение, с каждым пройденным шагом все ближе дом
родной становится. Идет, песни поет. А вот и он сам показался...
(Звучит музыка, дети исполняют «Песню солдата» из к/ф
«Марья-искусница», выполняя при этом определенные действия.)
Как
инсценировать песню
Первый куплет Дети поют и строевым шагом идут в обход
праздничного зала. Солдат, маршируя сбоку от колонны, громко поет вместе со
всеми.
Солдат достает из-за спины барабан, вынимает из
котомки барабанные палочки, выбивает дробь в такт музыки.
Продолжая движение, дети поют первые две строчки
куплета. Солдат отвечает дальнейшим текстом песни.
Солдат выбивает дробь в такт музыки.
Солдат поет вместе со всеми, маршируя и активно
жестикулируя руками.
При исполнении последних двух строчек солдат
останавливается, оглядываясь с восхищением по сторонам.
Ведущая: Здравствуй, служивый. Оглушил ты нас своим
барабаном! Куда путь держишь?
Солдат: Здравия желаю. Куда солдат после войны спешит?
Домой, конечно. Только мой путь долгий. Ну, ничего, с каждым шагом порог
родного дома становится ближе.
А я ведь специально ради вас круг дал. Приказ у меня
последний — поздравить ребятишек — смену нашу — с ратным праздником, Днем
защитника Отечества. Вот и бумага у меня имеется. (Протягивает ведущей пакет.)
Ведущая: Ух ты, настоящий, с печатью! (Вскрывает пакет
и читает.) «Командование артиллерийского полка сердечно поздравляет наше
будущее пополнение защитников Родины в лице воспитанников детского сада № ... с
праздником». А вот тут приписка. «Откомандировываем...» (Поясняет.) Посылаем,
значит... «в ваше расположение на время Праздника нашего опытного бойца,
рядового Петрова. Ему есть, что рассказать ребятам о настоящей солдатской
жизни. Он это сделает без прикрас.
С наилучшими пожеланиями, командир артиллерийского
полка полковник Васильев».
Солдат (с облегчением выдыхая): Ну вот, выполнил задание.
Доставил пакет!
Ведущая: А что, трудно было? Расскажите нам все по
порядку.
Солдат: Рассказать можно, но лучше показать, как было.
Ведь не зря у нас в полку говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать!
Ведущая: Это правда! Покажи, пожалуйста!
Солдат: Уже начинаю. (Командует.) Играть
го-о-о-о-говьсь!!! Слушай правила. Сейчас я покажу движения — для примера, а
позже, в игре, вы их будете сами выполнять. Значит, так: запоминайте условные
обозначения. (Показывает движения, дети повторяют.)
Слова рассказчика
Скачет лошадь.
Мчится повозка с бойцами.
Враги идут. Одиночным или!
Действия участников
Цоканье языком: «Цок-цок-цок...»
Хлопки по коленям — по очереди то одной ладонью, то
другой.
Громкое топанье.
Правая рука поднимается вверх и от плеча опускается на
открытую ладонь левой руки.
Бойцы, к бою!
В атаку!
Правая рука выхватывает воображаемую шашку из ножен.
Крик «Ура-а-а-а!».
Солдат: Итак, я начинаю свой рассказ. Меня, рядового
Петрова, рано утром вызвали к командиру. «Боец Петров, получите секретный
пакет. Необходимо срочно доставить его по назначению!» — сказал командир.
«Есть!» — ответил я, сел на коня и поскакал.
Слова рассказчика
Скачет боец на лошади, скачет, скачет...
Видит облако пыли на дороге. Пригляделся, а это вражеская
пехота. Идут враги, все ближе, ближе... Задумался боец: что делать? А в это
время обгоняет его повозка с друзьями, однополчанами.
Командир командует:«Пушку заряжай! Одиночным пли!»
Только поравнялся с товарищами рядовой, как слышит
следующий приказ: «Бойцы, к бою!»
Дрогнули враги, побежали, а наши в атаку пошли.
Разогнали врагов, а боец продолжил свой путь — ведь секретный пакет нужно доставить
вовремя. Скачет боец на лошади, скачет, скачет...
Действия участников
Цоканье языком: «Цок-цок-цок-цок...» Громкое топанье. Хлопки
по коленям ладонью то одной руки, то другой.
Правая рука поднимается вверх и от плеча опускается на
ладонь левой руки. Правая рука выхватывает воображаемую шашку из ножен.
Крик «Ура-а-а-а!».
Цоканье языком: «Цок-цок-цок-цок...»
Вот как дело было. И вот я здесь, вручил вам пакет.
Разрешите представиться, боец Петров. А зовут меня Иван Кузьмич.
Ведущая: Очень приятно, Иван Кузьмич. И спасибо вам.
Присаживайтесь, отдохните с дороги. У наших ребятишек к вам, наверное, много
вопросов будет. Да что там, мне и самой хочется узнать... Иван Кузьмич, можете
вы нам случай рассказать, как смекалка солдата выручила?
Солдат: Конечно, со мной вот какая история приключилась.
(Усмехнулся и покачал головой.) Сейчас расскажу, как я кашу из топора варил.
Слушайте и смотрите, как дело было.
■ Инсценировка русской народной сказки «Каша из топора»
Действующие лица
• Рассказчик — ребенок
• Солдат — взрослый, исполняющий роль солдата в основном
сценарии
• Хозяйка-девочка, а также другие участники и гости
праздника
ЧТО НАДО ДЛЯ ИНСЦЕНИРОВКИ
/ Костюм хозяйки: длинная юбка, длинная кофта, платок
✓ Ширма с надписью «изба»
✓ Топор, выполненный из картона / Котелок
/ Пластмассовое ведерко с водой / Ложки
✓ Фонограмма с записью маршевой музыки (можно
использовать вступление к «Песне солдата» из к/ф «Марья-искусница»)
Рассказчик: Случилось солдату идти через деревню. Зашел
он в одну избу, постучался (солдат стучит в «дверь»), поздоровался и говорит
хозяйке...
Солдат: Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!
Рассказчик: У хозяйки было много всякой еды, но она
говорит...
Хозяйка: Нет у меня ничего! Сама еще ничего не ела сегодня!
Солдат: Вари кашу.
Хозяйка: Не из чего, милый!
Солдат: Если так, то давай мне топор, я из топора
сварю!
Рассказчик: Удивилась хозяйка.
Хозяйка: Что это за чудо? Дай посмотрю, как солдат из
топора кашу варить будет.
Рассказчик: Принесла ему топор.
(Хозяйка приносит топор и передает его солдату.)
Рассказчик: Солдат взял топор, положил его в горшок,
налил. ВОДЫ (солдат выполняет действия) и давай варить. Варил, варил, потом
попробовал и говорит...
Солдат: Вкусная каша получается! Вот только бы крупы
немного положить!
Рассказчик: Принесла ему хозяйка крупы. Положил солдат
крупу, опять варил, варил (солдат помешивает ложкой в котелке), попробовал и
говорит:
Солдат: Совсем уж готова, только бы немного масла и
соли добавить!
(Хозяйка «передает продукты».)
Рассказчик: Сварил солдат кашу и зовет хозяйку.
Солдат: Ну, хозяйка, давай теперь хлеб да бери ложку: будем кашу есть!
Рассказчик: Стали они кашу есть.
Хозяйка: Вот не думала, что из топора такую вкусную
кашу сварить можно!
Рассказчик: Л солдат ест да посмеивается.
(Аплодисменты зрителей.)
Ведущая: Иван Кузьмич, а в каких войсках вы служили,
какая у вас военная специальность?
Солдат: Артиллерист я. Пушка — вот моя боевая подружка.
Ведущая: А трудно это, артиллеристом быть?
Солдат: На войне все нелегко. Хотя, чтобы с пушкой управляться,
особые способности нужны: и меткий глаз, и сила, и сноровка. Да я сейчас для
ребятишек особый урок проведу. Хорошие пушкари всегда и везде нужны, глядишь,
моя наука и пригодится!
Пушкари
Что НАДО для ИГРЫ
✓ Корзина (коробка) с воздушными шарами / Лист ватмана,
разделенный на квадраты с проставленными в ник порядковыми номерами
Первый вариант
Солдат (командует): Добровольцы, из строя два шага
вперед марш. Раз-два! Вы — боевой артиллерийский расчет. Снаряды к бою готовь!
(Дети приносят корзину или коробку с воздушными
шарами.)
Солдат: Боевая задача — провести артиллерийскую подготовку.
Это значит: надо обстрелять позиции неприятеля, посылая снаряды на вражескую
территорию как можно дальше.
(Участники игры выстраиваются в шеренгу.) Солдат:
Пушку заряжай!
(По этой команде каждый участник игры кладет воздушный
шарик на ладонь вытянутой вперед левой руки.)
Солдат: Прицел сто двадцать, квадрат пятнадцать, залпом
пли!
(После слова «Пли!» шарик немного подбрасывают вверх
и, ударив по нему правой рукой, посылают «ядро» как можно дальше. Побеждает
тот, чей «снаряд» опередит другие.)
Важно!
Подобную «стрельбу артиллерийскими снарядами» можно
проводить несколько раз.
Второй вариант
Игру можно проводить не на дальность, а на точность
попадания. Для этого к стене прикрепляют лист ватмана, расчерченный на большие
квадраты, которые должны быть пронумерованы. Участники по одному занимают
позицию и выполняют боевые команды.
Солдат: По второму квадрату одиночным пли! (Или:
«Прицел номер пять. Одиночным пли!»)
Важно!
Эффект от игры усиливается, если при выполнении
участниками боевых команд использовать фонограммы оружейных выстрелов.
Ведущая: Иван Кузьмич, а вы, когда домой придете, в
свою деревню, что делать будете?
Солдат: Дел-то у крестьянина всегда много найдется.
Только есть у меня самое главное дело. Женюсь я!
Ведущая (с удивлением): Так у вас невеста есть? Расскажите.
А как зовут ее?
Солдат (смущаясь): Марусей. Всю службу о ней думал.
Все вспоминал, как она меня провожала, ждать обещала.
Ведущая: Да уж не про вашу ли Марусю народ песню сложил?
Про то, как она любимого в армию провожала? Сейчас наши ребята споют ее для
вас.
(Звучит фонограмма песни «Кап-кап-кап» из к/ф «Иван
Васильевич меняет профессию».)
Как инсценировать песню
Мальчики встают напротив девочек в колонну по два человека.
Они поют под фонограмму, маршируя на месте.
Потом мальчик и девочка изображают сцену прощания.
Например, мальчик решительно уходит, смахивая слезу, а девочка протягивает
вперед руки. Впрочем, у организаторов праздника с учетом всех обстоятельств могут
быть свои варианты этой сцены.
Остальные девочки машут платочками и вытирают слезы.
Когда зазвучат последние строчки, девочки начинают
улыбаться, махать руками и платочками в знак приветствия, посылать воздушные
поцелуи.
Ведущая: Видите, у этой песни счастливый конец, и у
вас тоже все будет хорошо.
Солдат: Дома всегда хорошо. Соскучился я по родным
краям, стосковался.
Ведущая: А я уже представляю, как соберутся за столом
родные да друзья, будут расспрашивать о службе. А вы, Иван Кузьмич, человек
скромный, о своих заслугах говорить не любите. Вот разговор, может, и не
получится. Давайте-ка мы для вас специальную игру проведем вроде репетиции.
Как служил?
Играют все мальчики.
Они встают шеренгой или полукругом лицом к зрителям.
Ведущая задает вопросы, а солдат и дети с помощью движений показывают ответы.
Важно!
В начале игры ведущая, чтобы пояснить, как надо
действовать, отвечает на свои же вопросы жестами вместе с остальными игроками.
— Как служил? Вот так! (Показывают большой палец
правой руки, поднятый вверх.)
— Как дружил? Вот так! («Жест дружбы» — пальцы рук
переплетены в замок.)
— Как по цели стрелял? — Вот так! (Здесь и далее показывают
движения только дети и солдат.)
— А в казарме как спал? — Вот так!
— Как кашу ты ел? — Вот так!
— В строю песню как пел? — Вот так!
— Как по дому скучал? — Вот так!
— Как горячий пил чай? — Вот так!
— А как рапорт сдавал? — Вот так!
— На плацу маршировал? — Вот так!
— По друзьям как грустил? — Вот так!
— А смеялся ты как? — Вот так!
Ведущая: О простом солдате, честно выполняющем свой
долг защитника Отечества, русский народ сложил много пословиц и поговорок.
Послушаем, каков же он, русский воин. Узнаем, что о нем народ говорит.
(Дети выходят вперед и поочередно произносят пословицы
и поговорки.)
Первый ребенок: Русского солдата, смелого да умелого,
и страх не возьмет, и враг не побьет.
Второй ребенок: Русский солдат воюет не числом, а
умением.
Третий ребенок: Русский солдат — умелый боец, везде молодец.
Четвертый ребенок: Закон бойца — стойкость до конца.
Пятый ребенок: Русский солдат хорош в строю и силен в
бою.
Шестой ребенок: Солдатское дело — воевать храбро и
смело.
Седьмой ребенок: Русский солдат сметкой богат: умом
порешит, штыком подкрепит.
Восьмой ребенок: Русский солдат с песней дружит и в
бою не тужит.
Девятый ребенок: Для русского солдата командирский
приказ что отцовский наказ.
Десятый ребенок: Русский воин честь солдата бережет свято.
Ведущая (обращаясь к солдату): Ну что, солдат, правду
ребята о товарищах твоих сказали?
Солдат: Чистую правду. Спасибо вам. детишки, на добром
слове, уважили. Однако загостился я у вас, пора в дорогу, дома меня ждут.
Ведущая: Мы понимаем. Спасибо, что навестили нас. И
спасибо за ваш ратный подвиг. Счастливой дороги.
(Звучит фонограмма старинной русской солдатской песни
«Соловей, соловей, пташечка», солдат уходит.) Ведущая: Вот такие они — простые
русские солдаты, прославившие нашу Родину. Смелые, отважные, самоотверженные и
вместе с тем скромные, готовые на смекалку в деле, а в
минуту отдыха умеющие веселиться. Сегодня мы чествуем защитников Отечества всех
времен. Память об их славных делах навсегда сохранится в наших сердцах. Нам
очень хочется, чтобы сегодняшние мальчишки выросли достойными людей, профессия
которых — защищать Родину.
(Ведущая, ЩКШЭНОСЯ слова считалки, подходит к каждому
мальчику и указывает на него.)
Аты-баты — шли солдаты
-Аты-баты — на войну.
Аты-баты шли солдаты
Защищать страну свою.
Аты-баты — шли солдаты,
Аты-баты — шли домой.
Аты-баты — отстояли
Мирный труд и наш покой.
Аты-баты — шли мальчишки,
Чтоб учиться побеждать,
Аты-баты — научились,
Будем праздник продолжать.
Ведущая: Пора передать слово нашим мальчикам — будущим
воинам. Послушаем, что они сами думают о том, как будут Родину защищать.
(Дети в костюмах солдата, моряка, летчика декламируют
стихи Н. Крушевицкой «Я хотел бы стать солдатом»)
Ведущая:
Пускай сегодня ты еще не воин, Но будешь званья
гордого достоин!
Ну что же, видно, не такие вы уже и маленькие, раз
задумались о своем будущем. И кем бы мальчики ни стали в жизни, какую бы
профессию ни избрали, они — будущие защитники. Их долг защищать страну от
врагов, оберегать мам, бабушек, сестер от всего плохого, брать на свои плечи
все самое трудное. Настоящий мужчина всегда встанет на защиту слабого.
И сегодня, в торжественный день, девочки, мамы и мы,
ваши педагоги, от души поздравляем всех мальчиков и пап c праздником.
(Поздравление девочек, вручение подарков.) |