На этом празднике дошкольники и те, кто уже может с
гордостью говорить, что он первоклассник, познакомятся с различными военными
специальностями. Участвуя в увлекательных играх и различных творческих
состязаниях, исполняя концертные номера, дети узнают много нового об армии и,
конечно, хорошо отдохнут.
Рекомендуемый возраст: 5-6 лет.
Что нужно для праздника
1. Картонный макет (либо плакат с рисунком) паровоза
или небольшого поезда, который будет держать главнокомандующий, возглавляющий
специальный праздничный состав.
2. Костюмы:
♦ военная
форма для первого ведущего — главнокомандующего (эта роль предназначена для
взрослого)
♦ плащ-палатка, фуражка, бинокль — для пограничника
♦ шлемы для исполнителей песни танкистов
♦ фуражки (пилотки) для исполнителей песни летчиков 3.
Реквизит для игр и конкурсов (см. ниже).
Музыкальное
оформление:
♦ какой-либо марш
♦ «минусовка» фонограммы «Песенки друзей» (слова С.
Михалкова, музыка М. Старокадомского)
♦ песня «Граница» (слова и музыка Л. Агутина)
♦ песня «Три танкиста» (слова Б. Ласкина, музыка Дм. и
Лар. Покрасс) в сокращенном варианте
♦ песня «Самолет» (слова Н.Найденовой, музыка Е.
Тиличеевой)
♦ песня «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная
песня)
♦ песня «Русский парень» (слова С. Сашина, музыка К.
Брейтбурга)
♦ песня «Будем солдатами» (слова И. Черницкой, музыка
Г. Левкодимова)
5. Подарки для мальчиков, изготовленные руками девочек.
Как
проводить праздник
Это праздник-путешествие. Участники праздника на поезде
едут по просторам нашей Родины и знакомятся с летчиками, танкистами,
разведчиками и т. д. Таким образом, малыши вместе с главнокомандующим и другими
ведущими будут проводить своеобразный смотр войск.
Побывав в гостях в различных воинских подразделениях,
они узнают особенности того или иного вила службы, каковы будни и праздники
российских воинов. В ходе игр и конкурсов, проводимых во время остановок
поезда, подрастающие защитники Отечества будут осваивать выполнение строевых
команд, специальную лексику — и, конечно, носить форменную одежду, пусть даже
не целиком, и лишь ее отдельные детали. Словом, праздничное представление, к
восторгу малышей, станет имитацией армейской действительности.
Как
готовиться к празднику
Прежде всего, определяют, кто будет первым ведущим —
главнокомандующим (кто-то из взрослых, мужчина); вторым ведущим (мы его будем
называть просто «ведущий») — в этом качестве может выступать воспитатель
группы; пограничником — мальчик Коме того, на этапе подготовки дети учатся
отвечать на приветствие главнокомандующего, репетируют исполнение «Песенки
друзей» (по особому, праздничному, случаю слова в ней изменены), разучивают
стихи и песни о военных профессиях, распределяются на группы, каждая из которых
будет представлять собой «вагон» специального поезда — эшелона. В составе
групп — и мальчики, и девочки.
Начало
праздника
(Под звуки марша дети колонной входят в праздничный
зал и встают у стены, сохраняя строй.)
Главнокомандующий: Здравствуйте, будущие славные
защитники Отечества и гости праздника!
Дети (хора»): Здравия желаем, товарищ главнокомандующий!
Ведущий: К смотру армейских профессий, посвященному
празднику защитника Отечества, готовы?
Дети (хором): Готовы!
Главнокомандующий: Товарищ воспитатель... группы
детского сада (название), доложите обстановку.
Ведущий (воспитатель): Товарищ главнокомандующий,
докладываю: воспитанники детского сада номер... к праздничной поездке — смотру
военных профессий готовы. Воинский эшелон подан к платформе детского сада.
Разрешите уточнить: какой будет первый пункт следования?
Главнокомандующий: Уточняю. Начнем с самого начала—с
границы нашей Родины. Первым пунктом нашего пребывания будет одна из
пограничных застав. Всему личному составу, присутствующему на празднике,
занять места в поезде. По вагонам!
(Главнокомандующий занимает место впереди всех — с
макетом паровоза в руках.)
Воспитатель (командует): К паровозу присоединяется
первый вагон. Присоединяется второй вагон. Присоединяется третий вагон.
Присоединяется четвертый вагон.
(После каждой команды дети, входящие в состав
очередного вагона, занимают место в общей колонне, берут друг друга за локти —
готовятся имитировать движение поезда.)
Главнокомандующий и ведущий (поют после того, как дети
построились «паровозиком»):
Мы едем, едем, едем,
Уже нас ждут друзья.
К границе путь мы держим,
В далекие края.
Все дети (хором поют припев):
Армия, армия,
Будем вместе — ты и я.
Разведчики, танкисты,
Летчики, радисты
И пехота боевая —
Вот семья у нас какая!
Ведущий: Товарищ главнокомандующий! Военный эшелон
укомплектован. Разрешите отправляться?
Главнокомандующий: По музыкальному сигналу начать
движение поезда разрешаю.
(Звучит песня Л. Агутина «Граница», и состав трогается
с места: вслед за взрослыми дети двигаются, работая локтями. После того как
прозвучит первый куплет и припев, поезд останавливается.)
Главнокомандующий: Мы прибыли к первому месту назначения
— государственной границе. Всем покинуть вагоны и организованно занять
приготовленную позицию.
(Дети садятся на стульчики.)
Ведущий (оглядываясь): А где это мы? Здесь так тихо и
никого из людей не видно...
Главнокомандующий: Отставить разговоры. Мы находимся
у самой южной границы нашей страны. А вот и боевой дозор. (Обращаясь к
пограничнику.) Боец (называет фамилию ребенка), расскажите о своей службе.
Пограничник: Я служу на пограничной заставе. Наша
боевая задача — охранять границы Родины на ее южных рубежах. Сейчас я несу
службу в дозоре. У меня есть мой четвероногий друг — пограничный пес Смелый.
Много раз он помогал задерживать нарушителей государственной границы. А служба
наша такая... (Читает стихотворение Г. Ладонщикова «Пограничник».)
Ведущий: Да, непростая служба. Чтобы нести ее с честью,
нужно готовиться с детства, ведь для нее особая выучка необходима.
(Двое мальчиков из первого вагона показывают
инсценировку. Один — читает текст, другой — в соответствии с текстом выполняет
те или иные движения.)
Слова
Действия
Почетное дело — защитником быть, Надевает фуражку. Рассматривает пряжку
и весь ремень целика»,
потом надевает его.
И лучше всего на границе служить! С видом знатока оценивает состояние
оружия и перекидывает
его через плечо.
Надел я папину фуражку Смотрит в
бинокль вдаль.
И от ремня начистил пряжку. Идет строевым
шагом.
И осмотрел я автомат, Внимательно осматривается
по сторонам, вслушиваясь.
Что подарил недавно брат.
Пусть будет граница,
Где речка струится.
Чеканя шаг, пойду в наряд
На зависть всех вокруг ребят.
Какая всюду тишина.
Хороших снов тебе, страна!
Пограничники
и нарушители
Ведущий: Чтобы лучше узнать о буднях пограничников,
давайте поиграем. Игра так и будет называться — «Пограничники и нарушители».
Мальчики возьмутся за руки и образуют круг. Вы, мальчики,
— пограничники, а девочки — местные жители. Дома, в которых они проживают,
находятся недалеко от границы. Вы, девочки, тоже встаньте в большой круг, но за
спинами мальчиков. Итак, наши пограничники образовали внутренний круг, а
девочки — внешний.
Пограничники несут свою службу, они находятся в дозоре.
Если пограничники подняли вверх руки, значит, граница открыта, и местные
жители, то есть девочки, могут забегать и выбегать в эти ворота. Но как только прозвучит
слово «Патруль», бойцы опускают руки, и те, кто оказался во внутреннем круге,
будут временно задержаны, потому что среди них могут оказаться нарушители
границы. Необходимо провести проверку задержанных. Это дело небыстрое — и все
задержанные выбывают из игры.
Правила понятны? Тогда посмотрим, насколько надежно
охраняют наши границы.
Важно!
Игру повторяют несколько раз — до тех пор, пока во
внешнем круге не останется 2-3 человека.
Главнокомандующий: Молодцы. Проявили сноровку и
бдительность. Мирные жители могут быть спокойны: враг не пройдет! А мы
продолжаем наше путешествие. Следующая остановка — танковый полк.
Оба ведущих (поют):
Мы едем, едем, едем —
Вокруг леса, поля.
К танкистам путь мы держим —
Отличные друзья!
Все дети (хором поют припев):
Армия, армия.
Будем вместе — ты и я.
Разведчики-танкисты.
Летчики, радисты
И пехота боевая —
Вот семья у нас какая!
Главнокомандующий: Танковые войска — это стальная
броня армии, ее огневая мощь и ударная сила. Быстрота и натиск — вот что всегда
отличало танкистов.
Ведущий: Давайте в честь танкистов, этих мужественных
и решительных людей, споем песню — знаменитую песню о грех друзьях-танкистах.
(Три мальчика в шлемах танкистов исполняют песню «Три
танкиста» в сокращенном варианте.)
Главнокомандующий: Одни мальчики мечтают стать
военными летчиками, чтобы летать в синем небе выше облаков и не пускать в него
непрошеных гостей, другие спят и видят себя ловкими десантниками — грозой
неприятеля, а кто-то хочет стать танкистом. Похвально!
Ведущий: Только для этого надо многому научиться,
стать физически крепким, а еще — быть храбрым, мужественным.
(Ребенок читает
стихотворение В. Косовицкого «Будущий мужчина».)
Главнокомандующий: А наш смотр-парад военных профессий
продолжается. Вперед, друзья. Нас уже заждались разведчики.
Оба ведущих (поют):
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Колеса быстро мчат нас
К разведчикам-друзьям.
Все дети (хором поют припев):
Армия, армия,
Будем вместе - ты и я
Разведчики, танкисты,
Летчики, радисты
И пехота боевая —
Вот семья у нас какая!
Главнокомандующий: Разведчики — очень важная в армии
профессия. Ведь именно они добывают ценные сведения, помогающие командирам
правильно спланировать военные действия, продумать ход боя, перехитрить врага и
сохранить жизнь своим боевым товарищам.
Ведущий: Для разведчика необходима не только храбрость,
но и хорошая физическая подготовка, сноровка и находчивость, а также терпение
и умение ждать. Ведь иногда, чтобы добыть важную информацию, разведчику
приходится целыми сутками ждать подходящего случая. Попробуем проверить, кто
из наших ребят может подойти для службы в разведке.
Разведчики
что НАДО ДЛЯ КОНКУРСА
✓ Веревка (шнур, деревянная планка), на которой на
близком расстоянии друг от друга подвешены предметы, издающие звуки-, жестяные
банки, колокольчики, стеклянные палочки и т. п.
У Маскировочные халаты по числу участников (можно
просто белые)
✓ Заклеенный конверт, который находится на «вражеской»
территории
✓ Труппа добровольцев из 3-5 человек
Ведущий: Ставлю боевую задачу: добыть необходимые
сведения. Для этого группа разведчиков должна по-пластунски проползти по
вражеской территории, охраняемой патрулем, не привлекая к себе внимания.
Нужная информация (конверт) находится за преградой — ее обозначает вот эта веревка
(шнур, деревянная планка). (Показывает.) Выполнить задачу смогут только самые
осторожные, терпеливые и умелые. Первая группа добровольцев, приготовиться к
выполнению задания! Надеть маскировочные халаты. Движение цепочкой друг за
другом. Всего у вас будет три попытки.
(Преграду готовят так. Сначала, например, к веревке
прикрепляют предметы, издающие шум: стук, звон и другие звуки, затем ее при
помощи стоек или двух помощников поднимают на определенную высоту: при первой
попытке — на 0,5 м, при второй — на 0,4 м, при третьей — на 03 м. Потом
разведчики стараются выполнить задание.)
Главнокомандующий: Группе юных разведчиков, выполнивших
задание, объявляю благодарность. А нам пора. Оба ведущих (поют):
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Мы к летчикам путь держим,
Уже нас ждут друзья!
Все дети (хором поют припев):
Армия, армия,
Будем вместе — ты и я.
Разведчики, танкисты,
Летчики, радисты
И пехота боевая —
Вот семья у нас какая!
Ведущий: Если мы прибыли в гости к летчикам, самое
время поиграть в их любимую игру. Объясняю правила.
Летает — не
летает
Ведущий: Мы станем по очереди произносить различные
слова. Если назовем живое существо, которое может летать, вы взмахиваете двумя
руками, как крылышками, и хором говорите: «Летают!» Вот так. (Показывает.)
Главнокомандующий: А если назовем то, что не летает,
ваши руки должны быть опущены, вы приседаете, хором говоря: «Не летают!» Вот
так. (Показывает.)
Ведущий: Будьте внимательны, мы можем вас запутать!
ТАК ЛЕТАЮТ ИЛИ НЕ ЛЕТАЮТ?
Бабочки? (Дети машут руками, произнося хором:
«Летают!»-)
Подушки? (Дети приседают, произнося хором: «Не
летают!» — и т. д.)
Вкусные ватрушки? Черные грачи? Детские врачи? Гуси? Апельсины?
Быстрые машины? Помидоры красные? Лебеди прекрасные? Арбузы полосатые? А коты
усатые? Ласточки? Синички? Все другие птички? Пчелы? Мошкара?
Закончилась игра!
(Во время игры ведущие специально показывают ошибочные
движения, чтобы сбить детей, склонных к подражанию, с толку.)
Главнокомандующий: А теперь давайте порадуем летчиков
их любимой песней.
(Дети исполняют песню «Самолет».)
Ведущий: Наш праздничный смотр военных профессий
продолжается. Следующий пункт нашей остановки -часть, где расположились
радисты.
Оба ведущих (поют):
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
К радистам путь мы держим,
Уже нас ждут друзья.
Все дети (хором поют припев):
Армия, армия,
Будем вместе — ты и я.
Разведчики, танкисты,
Летчики, радисты
И пехота боевая —
Вот семья у нас какая!
Главнокомандующий: Без радистов в армии тоже никак не
обойтись. Ведь именно они передают секретные сведения, приказы и шифровки.
Ведущий: Радисты — это специалисты но приему и передаче
звуковых сигналов, сообщений по радио. Поскольку специальных приборов, которые
используют радисты, у нас сегодня нет, познакомимся с сигнальщиками — они
ведут, например, наблюдение за морем или воздухом и передают нужную информацию
при помощи особых знаков и сигнальных систем, часто используя для этого
флажки.
Чтобы научиться читать зашифрованные таким образом
сообщения, нужно развивать в себе наблюдательность. Сейчас мы проведем урок в
школе радистов-сигнальщиков. Бойцы приготовили для вас свои шифровки. Все
задания будут одновременно выполнять несколько групп, которые занимают вагоны
нашего поезда.
Сигнальная
азбука
Что надо для игры: 2 одинаковых флажка для условного
обозначения движений
Ведущий: Урок номер один для ребят из первого и второго
вагончиков.
(Дети выходят вперед.)
Ведущий: будем учиться выполнять так называемые «немые
команды», которые подаются с помощью специальных флажков. Запоминайте
сигнальную азбуку:
1. Руки сигнальщика вытянуты вперед прямо перед собой,
флажки соприкасаются вот так (показывает) — группа строится в колонну перед
сигнальщиком.
2. Руки с флажками разведены в стороны и находятся на
уровне плеч. Это означает: группа получает задание растянуться, встать
произвольно вне колонны.
3. Руки сигнальщика параллельно друг другу опускаются
вниз, не соприкасаясь, ладони повернуты к себе — сигнал «Опасность!», нужно
присесть на корточки.
4. Руки сигнальщика, повернутые ладонями вверх, поднимаются
до уровня плеч — команда «Опасность миновала. Можно встать!».
(Воспитатель (сигнальщик) подает сигналы в
произвольном порядке, дети их выполняют.)
Строевые
команды
Что надо для игры: свисток
Главнокомандующий: А теперь в школе будущих радистов
начинается урок номер два. На него приглашаются те, кто прибыл сюда в третьем и
четвертом вагончиках.
(Дети выходят вперед.)
Главнокомандующий: На этом занятии будут отрабатываться
строевые команды с помощью свистка.
1. Длинный свисток — команда «Направо!».
2. Короткий свисток — команда «Налево!».
3. Длинный и короткий свисток — «На месте шагом
марш!».
Проведем тренировочное построение. (Дети запоминают команды.)
А теперь контрольное построение. (Дети выполняют
команды.)
Молодцы!
Ведущий: А теперь — в гости к пехотинцам. Эта остановка
будет последним пунктом движения нашего эшелона. Оба ведущих (поют):
Мы едем, едем, едем,
И нет земли родней.
С пехотою мы дружим,
С царицею полей.
Все дети (хором поют припев):
Армия, армия,
Будем вместе — ты и я.
Разведчики, танкисты,
Летчики, радисты
И пехота боевая
Во г семья у нас какая!
Главнокомандующий: Пехоту не зря называют «царица
полей», — конечно, полей, на которых идут сражения, а не растят вкусный хлеб. А
еще се называют «матушка-пехота». Без пехоты не обходилась ни одна военная
кампания, без нее не может быть выиграно ни одно сражение. На войне пехотинцы
испытывали самые большие тяготы, больше всего военных дорог истоптано их
сапогами, самые глубокие окопы вырыты их руками. Без хорошей пехоты не может
быть сильной армии.
Ведущий: А еще пехота славится своими песнями. Сейчас
мы услышим одну из старинных воинских песен, исполняя которую наши прапрапрадеды
шли воевать.
(Звучит фонограмма песни «Солдатушки, бравы
ребятушки». Дети, маршируя, проходят строем вокруг зала.)
В бой пошла
пехота
Главнокомандующий: А сейчас армейский привал! Да не
простой, а игровой. Приглашаю всех бойцов встать в круг.
(Дети становятся в круг.)
Ведущий: Правила игры такие.
Когда я произношу слово «летчики-пилоты», все передвигаются
по кругу, изображая при помощи раскинутых рук самолеты.
После слов «прячемся в окопы» все садятся на корточки,
обхватив себя руками.
После слов «в бой пошла пехота» все начинают маршировать
к центру круга. Тот, кто ошибся или опоздал с выполнением действия, выбывает
из игры.
(Проводится игра.)
Главнокомандующий: Вот молодцы! Наш поезд прошел весь
намеченный маршрут, и все испытания наши бойцы выдержали с честью. Вы узнали
немало военных специальностей. Но в действительности их еще больше! Вспомнить
другие армейские специальности нам поможет и фа.
Ведущий: Она так и называется — «Много в армии профессий».
Много в
армии профессий
Что надо для игры
✓ Участники игры должны разделиться на две команды
✓ Кусочек мела, которым ведущий очерчивает круг
Ведущий: Игроки из разных команд образуют пары, стоя
спинами друг к другу по линии круга. Вот так. (Помогает детям правильно
встать.)
Каждой паре присваивается какая-либо армейская специальность.
Например: разведчики, пехотинцы, летчики, танкисты, ракетчики, артиллеристы,
моряки, связисты, военные медики, десантники, военные строители и т. д. Вам
нужно запомнить присвоенную вам специальность. Как только я назову военную
профессию, игроки, которые к ней принадлежат, должны бежать в разные стороны по
кругу, стремясь первыми вернуться на место, с которого они стартовали.
Выигрышное очко приносит своей команде участник, опередивший соседа по паре.
(Проводится игра.)
Главнокомандующий: Ну что тут скажешь? Только одно:
МОЛОДЦЫ! Наш праздничный смотр завершается. Всем военным мы посвящаем свое
поэтическое приветствие.
(Дети читают стихотворение Л. Некрасовой «Наша армия
родная».)
Ведущий: Сегодня мы еще раз убедились: Родину защищать
— особая наука. И потому в армии нужны умные, образованные, знающие,
бесстрашные, физически крепкие, преданные своему делу люди.
Главнокомандующий:
На защиту Родины
В дождь и снегопад
Каждый день выходит
Доблестный солдат.
Второй ведущий:
На замке граница,
И порядок в море,
Вольно быстрым птицам
В голубом просторе.
Ребенок:
Яблони в садах цветут, Колосятся нивы.
Мирный отдых, мирный труд. Будь, страна, счастливой!
Главнокомандующий: Чтобы .защитить мирную жизнь людей,
наша армия должна быть сильной, а миссия защитника Родины почетной. Глядя на
вас, понимаешь: у Родины будут хорошие защитники! Юных героев сегодняшнего
праздника, будущих воинов, сейчас поздравят их боевые подруги.
(Мальчиков поздравляют и вручают им сделанные своими
руками подарки девочки, входившие в состав групп.)
Ведущий: В заключение праздника ответное слово предоставляется
нашим героям дня.
(Выходят все мальчики. Звучит финальная песня
праздника «Русский парень» — фонограмма песни в исполнении А. Гомана, дети поют
припев.)
Главнокомандующий: Будущие бойцы! По вагонам разойдись.
По музыкальному сигналу начать движение! Наш состав возвращается в исходный
пункт.
(Звучит запись песни «Будем солдатами», дети под нее
покидают зал) |