Действующие лица:
Дедушка Федул, бабушка Арина, Леший,
домовой Кузя, Ведущая, ребята подготовительной
группы.
Наглядные пособия, атрибуты:
обстановка деревенской избы на участке д/с, куст
шиповника, веночки, фонозаписи, поваленное
бревно, самовар для чаепития.
Праздник на площадке д/с,
оборудованной под деревенскую избу.
Ведущая: Здравствуйте, мои
хорошие. Денек сегодня какой славный. А не пойти
ли нам в гости в деревеньку к бабушке Арине и
дедушке Федулу.
Дети: Пойдем (все вместе идут на
площадку, стучат).
Ведущая: Тук –
тук, открывайте, в гости к себе приглашайте.
(Выходит из домика дед).
Дед: Милости
просим, люди добрые, с чем пожаловали!
Ведущая: Вот, дедушка, Федул, в
гости к Вам пришли, денек–то сегодня какой.
Дед: Денек и правда замечательный,
6 июня, да ещё и праздничный.
Ведущий: А какой сегодня праздник,
дедушка, расскажи?
Дед: Расскажу, расскажу. А сначала
спрошу, знаете ли вы как в старину называли
первый летний?
Дети: Нет!
Дед: В русском народном календаре
у этого месяца несколько названий. Коренное
русское название изок означает кузнечик. Славно
поет кузнечик в июне, трезвон его слышен с каждой
тропки, дорожки. Вот, прислушайтесь (дети слушают,
звучит звукозапись стрекотания кузнечика) Вот и
стали называть этот месяц – изок.
Ведущая: Дедушка, а я про кузнечика
стихотворение знаю. Вот, послушай.
Песня июня – звонкий песенник изок.
Чем я тише, тем ты ближе,
Сбился с ног, весь изнемог.
Но зато как ясно вышел
Месяц юности – изок.
Кем ты назван так – "Изок”!
Соловьиная причуда
Или воздуха глоток?
Иль не знаешь сам, откуда
Ты возник дружок изок?
Не июль зову – изо-о-о-к,
Изукрашенный кузнечик,
Твое имя с ноготок.
Ты и сам травинки легче,
Месяц, мой близнец, изок.
Ведущий: А ребятушки наши сами как
кузнечики, скачут, резвятся.
(Дети весело прыгают под русскую
народную мелодию.)
Ведущий: Дедушка, а бабушка Арина
где, что-то её не видно?
Дед: А она ушла полюбоваться на
северную розу. Сегодня как раз праздник у нее.
Ведущий: Дедушка, что за роза такая
северная, никогда мы про нее не слышали?
Дед: Слышали, слышали! Пойдемте,
покажу. Тут она недалеко растет.
(Дед ведет детей к цветущему кусту
шиповника. Все вместе подходят к кустарнику. Под
ним на травке сидит бабушка Арина.)
Дед: Вот она – северная роза!
Ведущий: Ребята, да это же
шиповник!
Дед: Правильно! Шиповник или
северная роза. Ну как, бабушка Арина, сидишь.,
молодеешь?
Бабушка: Сижу, и вас, мои дорогие,
приглашаю!
Ведущий: Бабушка, а что за праздник
сегодня?
Бабушка: Слушайте. Шиповник цветет
– румянец года ведет – говорили в этот день,
чувствуете, какой аромат? (Дети нюхают.) В старину
у цветущего куста шиповника совершали
сокровенные обряды, молились, чтобы избыть
горечь и успокоить свою душу. Заведем, ребятишки,
хоровод вокруг шиповника.
(Дети исполняют хоровод "Ах, улица,
улица широкая”, русская народная песня Туманяна)
Дед: А еще на Руси существовал
обычай собирать детей, усаживать возле цветущего
куста шиповника в кружок и рассказывать им
сказки, страшные байки.
Ведущий: Дедушка, а ты знаешь,
что-нибудь эдакое?
Дед: Как не знаю!
Дети: Расскажи, расскажи!
Дед: А не испугаетесь?
Ведущий: Что ты, дедушка, ребята у
нас хорошие, не забоятся.
Дед: Раз я ходил в лес за лыком, да и
заблудился в лесу. Ходил, ходил, и уже наступила
ночь, а выйти никак не могу. Услышал, кто-то
кричит: "Свети, светло!” Я подхожу и вижу: сидит
на клепине леший и ковыряет лапоть. А когда луну
закроет облаком, он и кричит: "Свети, светило!” Я
взял здоровую хворостину, подошел потихоньку.
Когда он закричал: "Свети, светило!” Я взял, да и
вытянул его по крыльцам. Как он соскочит, да и
ходу, а сам кричит: "Не свети, не свети! Он думает:
месяц-то его и стукнул. Не успел дед закончить
свой рассказ, как из-за куста шиповника кто-то как
закричит:
Леший: – Свети, светило!
Бабушка: Ой, дед, никак леший к нам
пожаловал!
Дед: Пойду, посмотрю.
(На полянке перед шиповником
появляется леший. Он начинает манить к себе
детей.)
Леший: Я леший – мужик, конопляный
шлык, моховая борода, лыком связанная. Идемте,
идемте за мной в чащу дремучую.
Дед: Не бойтесь, ребятишки. Он
только с виду такой злой. Скучно поди, леший,
одному в лесу.?
Леший: Скучно.
Ведущий: Леший, а ты с нами поиграй
в "Ерыкалище”.
Леший: Ладно, я буду Ерыкалище.
Разбегайтесь дальше, сейчас поймаю.
Дети: Эко диво, чудо - юдо.
Морская губа – Ерыкалище!
Эко диво, чудо-юдо,
С горынова дуба хромое ноганище.
(Леший, прыгая на одной ноге, ловит
бегущих, вокруг детей, кого он поймает, того
уводит в плен)
Ведущий: Ой, леший, всех ребятишек
переловил, отпусти!
Леший: Не отпущу, пока не отгадаете
загадки.
Ведущий: Дышит, растет, а ходить не
может?
Дети: Растения!
Леший: Что не сеяно родится?
Дети: Трава!
Леший: Какой цветок на Руси
северной звездой называют?
Дети: Шиповник!
Леший: Все загадки отгадали.
Молодцы! А плясать умеете.
Дети: Умеем.
(Общая пляска.)
Дед: А теперь, Лешак, беги скорее в
лесок.
Леший: И то, верно, пора мне! (Леший
уходит.)
Бабушка: Молодцы, детки, самого
лешего не забоялись!
Дед: Бабушка, а ты им теперь про
домового расскажи!
Ведущий: А что, у вас и домовой
есть?
Бабушка: Конечно, без домового и
дом не дом. Вы ребятушки не бойтесь, он у нас
добрый.
Да, бабуля, что-то я его давно не слышал
и не видел. Домовой, покажись, ты где?
Домовой: Да тута я! Под кустиком сижу.
(Из-за куста шиповника появляется
Домовой, у него в руках венок из цветов.)
Бабушка: Вот он наш домовенок,
Кузенькой его кличут, поздоровайся, Кузя, с
ребятами.
Кузя: Здравствуйте, дети!
Дед: А что это ты, Кузя, делаешь?
Кузя: Веночки плету, день-то
сегодня особенный, цветочный. Вон у меня сколько
цветов красивых! (Домовенок показывает корзину с
цветами.)
Ведущий: Ой, а веночки какие у тебя,
Кузя, красивые, можно нам с ними хоровод
исполнить?
Кузя: Да, я вам сейчас их подарю.
(Кузя раздает всем веночки, дети водят
хоровод, русская народная мелодия "Со вьюном я
хожу”.)
Кузя: А игры вы знаете, ребятки?
Дети: Да, поиграем в игру "По
стволу”.
Кузя: А как?
Ведущая: Да, вот как! Вон у вас
дерево поваленное есть. Сейчас мы все по нему
ходить будем с одного края до другого и слова
говорить:
Белая береза, черная роза,
Ландыш душистый, одуванчик пушистый,
Колокольчик голубой, поворачивая, не
стой!
(Постепенно дети увеличивают скорость
и с шага переходят на бег. Кто из игроков теряет
равновесие и соскакивает со ствола, тот из игры
выбывает. Кто дольше всех продержится на стволе
– победит.)
Дед: Ох, и удалые вы ребята,
быстрые. А где же моя бабушка Арина?
Бабушка: Тута я, у шиповничка сижу,
лепестками щечки свои моложу!
Ведущая: Бабушка Арина, а зачем?
Бабушка: В старину верили, что если
касаться лепестками шиповника лицо, то оно
просветлеет, сделается чище и нежнее.
Ведущая: А можно нам попробовать?
Бабушка: Можно, подходите, дышите
ароматным теплым воздухом цветущего шиповника.
(Дети подходят к шиповнику, склоняются
над ним.)
Бабушка: Подышали ароматом
шиповника, а теперь приглашаю вас в гости к нам
чайком из шиповника побалуемся.
(Дети, домовой, дедушка и бабушка
возвращаются к избушке, бабушка всех угощает
цветочным чаем.)
Завершается праздник песней "Пора,
пора домой идти”.
Пора, пора, домой идти – 2 р.
А нас дома дожидаются – 2 р.
И папенька и маменька – 2 р. |