Цели: - раскрытие христианского понимания смысла масленичной недели в годовом укладе жизни как подготовки к вступлению в Великий пост; -
приобщение к поэтике русской музыкальной, календарной традиции,
раскрытие ее воспитательных возможностей, начальное освоение пения и
танцевальной пластики; -деятельное знакомство с особенностями
мужского и женского традиционного костюма и пляса как отражение
представлений о благочестии в облике, поведении, отношениях; -
содействие организации совместной детско-родительской деятельности,
развитие способности продуктивного взаимодействия в коллективе детей и
взрослых…
Действующие лица:
I ведущий (взрослый) II ведущий (взрослый) Группа детей с бубенцами (3 – 4 чел.) Группа детей с гудочками (3 – 4 чел.) всего не более 16 детей Песенная группа детей (со взрослыми) Весна (девочка) Зима (взрослый) Мамина дочка Маленькая девочка Гармонист В подготовительный период необходимы: постановщик, концертмейстер. Все участники в русских костюмах.
Оборудование: гудочки (глиняные птички), трещотки, металлофон, поднос с блинами, корзина с травой и цветами (можно искусственными), красивое красное яичко.
Сцена I. Приветствие
Звучат 2 - 3 аккорда гармони. Группа участвующих в
представлении детей и взрослых проходят с плясом и песней через
зрительный зал.
Поют 1. Ой, вставали мы ранешенько, Умывалися белешенько!
Припев: (2 раза) Пришла к нам Масленица – Принесла блины и маслице.
2. Ой, ребята, собирайтеся, Во наряды наряжайтеся! Припев:
3. Будем вместе хороводы мы водить, Надо нам еще и зиму проводить! Припев:
4. Ой, стояли мы у жаркой печи – Выпекали мы блины и калачи. Припев:
Дети становятся полукругом. Кланяются.
I ведущий Мир вам, люди добрые, – и большим, и малым! Слышите, что нынче делается: То первые капели звенят! То звонкие птичьи голоса звучат! Весна к нам в окошки стучится. Ее нынче встречаем – а с ней свет, тепло, пробуждение жизни!
Приветствует зрителей поклоном. Группа детей звенит в бубенчики. Группа детей дует в гудочки.
Речитативом, под аккомпанемент трещоток.
1-й ребенок Собрался народ – во широкий хоровод.
2-й ребенок Масленицу отгулять.
3-й ребенок Да с зимою провожать!
4-й ребенок Весну красную встречать!
5-й ребенок Пост Великий привечать!
Сцена II. Про Масленицу и Великий пост. Диалог со зрителями
II ведущий (кивает на детей) Масленицу, говорят, гуляем. Пост Великий привечаем!.. А что же это, честной народ, за время такое Масленицей зовется? (Слушаем ответы зрителей.) Верно,
Масленица – неделя перед самым началом Великого поста, когда люди
блинками объедаются, маслицем угощаются, гуляют-потешаются!
I ведущий А скажите-ка, разумники: от какого это слова имя Масленица происходит? (Масло!) Верно.
А после Масленицы – пост. Уж не до маслица, не до скоромной пищи, не до
забав. Время – постное, да светлой радостью озаренное. Дорожка поста
Великого к празднику праздников нас приведет. Какому? (- К Пасхе, Воскресению Христову!) Верно. До поста уж … денечка осталось – масленицу отгулять, блинками полакомиться!
Сцена III. "Квашня"
Мамина дочка выбегает из числа детей, обращается к I ведущей.
Мамина дочка Ой, мамочка, что же ты стоишь?! Ты же тесто для блинков на дрожжах замесила! Как бы твоя квашня по дому не пошла!
I ведущий Ой, и впрямь – что же я стою? Разговоры разговариваю! Ой!.. Кабы моя квашня по дому не пошла! Где моя кадушка? Где мое тесто?
Оборачивается к детям. Подбегает к ним, организуя "кадушку" и
"квашню". Часть детей (или II ведущий с 2 - 3 помощниками-взрослыми)
берется за руки, присев, образует круг – "кадушка". Другие дети
приседают на корточки внутри круга, взявшись за руки, – "тесто".
I ведущий Ой! В кадушке – мало места!
Дети – "тесто" (хором) Поднималось наше тесто! Вылезало наше тесто! Убегало наше тесто!
"Тесто" постепенно поднимается, "вылезает из кадушки".
I ведущий (хозяйка) У меня квашня По избе пошла! У меня квашня По избе пошла.
Припев: Ну-да, ну-да, ну-да, ну-да – По избе пошла.
До дверей дошла – Двери выставила! Припев: Ну-да, ну-да, ну-да, ну-да – Двери выставила!
Двери выставила – Избу выстудила! Припев: Ну-да, ну-да, ну-да, ну-да – Избу выстудила!
Вот пойду, пойду Вдоль по улице гулять. Припев: Ну-да, ну-да, ну-да, ну-да – Вдоль по улице гулять!
Вдоль по улице гулять – Свое тесто догонять! Припев: Ну-да, ну-да, ну-да, ну-да – Свое тесто догонять!
Все участники подхватывают песню.
II ведущий с помощником образует, подняв руки, "воротца", и
"тесто" проходит под них и обратно, вновь возвращается в хоровод.
Хоровод-змейка ("хозяйка" догоняет "тесто", цепляется к последнему в
хороводе, тянет его к себе). Высоко поднимаются руки в хороводе, I
ведущий проходит под "воротца".
I ведущий вместе с детьми Тесто, тесто! Знай свое место!
"Тесто" вновь быстро собирается в "квашню".
|