Оформление зала. На центральной стене портрет
писателя, даты жизни (1894—1959), фотографии (из книг), отражающие моменты его
биографии, плакат с высказыванием о птицах: «Сдается мне, жить на нашей зеленой
планете без птиц было, ох, как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их
оперения! Как радует слух их чудесное пение! И как дух поднимает их легкий
свободный полет! А волшебное их искусство гнездостроения «без рук, без топора»!
Изумляет меня, почему люди обращают так мало внимания на птиц!»
По всей стене размещены изображения летающих птиц (в
цвете, реалистичные, чтобы дети узнавали), героев сказок Бианки (мышонок Пик,
муравьишка, щенок и др.).
На большой стене три экспозиции: книги В. Бианки;
книги о природе разных детских писателей; самодельные книги и альбомы,
изготовленные детьми и воспитателями.
В празднике участвуют две группы — обе старшие или
старшая и подготовительная к школе. Можно пригласить родителей.
Ход праздника
I. Дети входят в зал под спокойную музыку на тему
природы. Ведущий обращает их внимание на оформление зала, сообщает название
праздника, поясняет, кому он посвящается. Предлагает всем рассмотреть портрет
писателя, фотографии из его жизни. Затем кратко рассказывает о В. В. Бианки.
«Виталий Валентинович Бианки родился в городе
Петербурге в 1894 году. Вся семья мальчика любила природу и теплое время года —
с весны до осени — жила в деревне под Петербургом. Отец Виталия Валентиновича
был ученым-орнитологом: изучал птиц и много про них знал. Очень рано он начал
брать сына с собой в лес, где и учил его наблюдать за растениями и животными,
слушать шорохи леса, голоса птиц, всматриваться в жизнь насекомых. Бианки
потом вспоминал об этих прогулках: «Он каждую травку, каждую птичку и зверушку
называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по
голосу, по полету...»
Маленький Виталий часто бывал у отца в Зоологическом
музее — там он видел много интересных зверей, птиц, но это всё были неживые
чучела, стоявшие точно заколдованные, холодные. Мальчик думал, что они нарочно
закол-довались, потому что кругом люди. Он мечтал узнать такое волшебное слово,
чтобы разом их расколдовать: скажешь его — и вдруг звери побегут, птицы и
бабочки полетят, змеи поползут. Поднимется писк, рев, шум — вот здорово!
Свое волшебное слово Виталий нашел, когда стал
взрослым, выучился в университете на биолога, исходил много дорог, троп,
посетил заповедные природные места России: на Урале, Алтае, на берегах Волги.
Волшебное слово Виталия Бианки — это его рассказы и
сказки о природе. Еще маленьким мальчиком он полюбил природу, все живое, а став
школьником, научился у отца записывать свои наблюдения. Все, что он видел удивительного
в жизни животных, все, что замечал и наблюдал, тут же записывал. Накопились
многочисленные тетради с записями интересных наблюдений. Эти записи и помогли
Бианки стать писателем.
Сказки у Виталия Бианки особенные — познавательные, в
них все правда. В этих сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны
интересные и самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. В
каждой сказке рассказано, как по-настоящему и по-разному живут и действуют ее
герои.
Читая сказки Виталия Бианки, хочется идти в лес, на
реку, на луг и наблюдать, наблюдать, наблюдать.
Став писателем, Виталий Валентинович много встречался
с ребятами-школьниками, юными любителями природы. С удовольствием выслушивал
их, делился своими впечатлениями, читал новые рассказы.
В конце жизни писатель тяжело болел — больными были
ноги, сердце, даже руки плохо слушались, но он все равно продолжал записывать
маленькие рассказы для детей. Умер он в 1959 году.
Книги Виталия Бианки любят дети не только в нашей
стране. Они переведены на многие иностранные языки, их знают в Японии,
Германии, Америке. Все дети учатся по ним любить родную природу»1.
После этого рассказа ведущий предлагает детям подойти
к стендам с книгами, рассмотреть все, что там представлено, показать знакомые
книги. Говорит, что для детей о природе писали разные писатели. Показывает
книги М. Пришвина, Г. Скребицкого, Е. Чарушина и других авторов. Перейдя к
экспозиции самодельных книг, ведущий говорит: «А вот книги, которые сделали
вы, самые юные любители природы. Вы рассказали и нарисовали то, что вам
особенно понравилось, запомнилось. Кто знает?! Может быть, кто-то из вас станет
потом писателем или художником и тоже будет создавать книги для маленьких. Вы
ведь любите природу и уже сейчас немало о ней знаете. Давайте устроим конкурс —
соревнование двух групп и посмотрим, какая группа наберет больше очков за
правильные ответы».
Рассказ можно составить и иначе, воспользовавшись
специальной литературой: Гроденский Г. Виталий Бианки,—М., 1966; Дмитриев Ю.
Рассказы о книгах В. Бианки.— М., 1973; Мирский Л. С. Творчество В. Бианки.—
М., 1951.
Ведущий предлагает каждой команде придумать себе
название по имени одного из героев сказок Бианки. Затем сообщает, что первая
часть конкурса посвящается птицам. Виталий Бианки очень любил птиц, поэтому и
сказок про них сочинил много, и дети многие из этих сказок знают. Ведущий
читает высказывание писателя о птицах.
Затем проводится конкурс по следующим заданиям:
1. Назвать птиц: одна группа должна назвать зимующих
птиц, другая — перелетных. (Дается 1 мин на обсуждение, затем обе группы по
очереди отвечают. Ведущий награждает похвальным очком за каждый правильный ответ
и выдает фишку. Это делается и при выполнении других заданий.)
2. Отгадать, от какой птицы перья. (Ведущий дает
каждой команде по 2—3 одинаковых пера от известных детям птиц. Дети совещаются
вмеете со своими воспитателями, потом дают ответ.)
3. Придумать загадку и рассказать что-то интересное о
птицах, за которыми наблюдали. (После совещания команды выслушивают друг
друга, отгадывают загадки.)
4. Музыкальная пауза: звучит французская народная
песня «Утята», дети поют и танцуют.
5. Отгадать птицу «по голосу». (Ведущий включает
фонограмму сначала для одной команды, потом для другой. Дети слушают и
отгадывают голоса знакомых птиц — карканье вороны, воркование голубя, клекот
попугая, чириканье воробья, стрекот сороки, пение кенаря.)
6. Рассмотреть на картинках птиц и отгадать, какие
ошибки допустил художник. Каждой команде ведущий дает по картинке. Дети
совещаются и затем рассказывают, какие ошибки нашли.
7. Нарисовать «Прекрасную жар-птицу». (Ведущий и
воспитатель расстилают на полу перед каждой командой длинные рулоны бумаги.
Всем желающим предлагается нарисовать красивую сказочную птицу. Дети рисуют 5—
10 мин, затем рассматривают рисунки друг друга, подсчитывают птиц, за каждую
получают фишку.)
Подводится общий итог конкурса: каждая команда вместе
с воспитателем подсчитывает фишки, после чего объявляется результат. Команда-победитель
делает под музыку круг почета.
II. Вторая часть праздника состоит из концерта,
который может, например, включать следующие номера:
1. Инсценировка по сказке В. Бианки «Хвосты».
2. Чтение двух-трех стихотворений о природе.
3. Пение и инсценировка песни «Птичий обед» (муз. А.
Жилинского).
4. Загадки о птицах.
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик
Он деревья лечит:
Постучит — и легче.
(Дятел.)
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит — вмиг
Поднимает стрекот-крик.
( Сорока.)
Живое выбежало чудо —
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыпленок.)
5. Танец-импровизация «Весенняя пляска птиц» под
музыку Н. Римского-Корсакова (отрывок из оперы «Снегурочка»).
6. Инсценировка сказки В. Бианки «Лис и мышонок» или
игра по мотивам этой сказки.
7. Хоровое исполнение всеми присутствующими песни «Не
дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).
Завершая праздник, ведущий хвалит всех детей за
хорошие знания, за активное участие в концерте, за любовь к природе; выражает
надежду, что и дальше дети будут бережно и внимательно относиться ко всему
живому.
Каждый ребенок получает подарок — книгу о природе.
|