Цели:
музыкально-театральными средствами систематизировать, закреплять и
расширять знания детей о сезонных изменениях в природе; поддерживать
эмоционально-положительный настрой.
Оборудование:
декорации осеннего леса (некоторое количество листьев на деревьях должно
переворачиваться по ходу спектакля и становиться желтыми, оранжевыми),
ширма, оборудованная как небо, Солнышко (тростевая кукла).
Действующие лица:
- Ведущий
- Педагоги
- Осень
- Зайчонок
- Ежик
- Ежиха
- Лисенок Дети
- Медвежонок
- Медведица
- Белочка
- Дети в костюмах осенних листьев
(Звучит музыка. Из-за ширмы встает Солнышко (тростевая кукла) и поет песенку.)
Солнышко (голос из-за ширмы):
Наполняю лес теплом
Этим ранним утром.
Я дарю всем по лучу.
Разбудить весь лес хочу!
(На поляне появляется Зайчик, протирает глаза лапками.)
Зайчонок (обращается к Солнышку):
Здравствуй, Солнышко!
Здравствуй, здравствуй, лес!
Я проснулся, с горки слез!
Кто со мной – тот герой!
(Навстречу Зайчику выходит Лисенок.)
Лисенок:
Я – Лисенок, я с тобой!
У меня пушистый хвостик.
Я пришел к Зайчонку в гости.
Вместе:
Это очень хорошо!
В гости я… И я пришел!
Очень рады лету, нашей дружбе, свету.
|
|
(Под музыку Лисенок и Зайчонок выполняют танцевальные движения.)
Ведущий: А теперь, ребята, давайте все вместе поиграем в игру.
Традиционная народная игра "Ручеек"
Дети становятся парами друг
за другом, держаcь за руки, поднятые вверх. Один игрок остается без
пары. Он проходит между парами, поднявшими руки, и выбирает себе пару.
Игра продолжается 2–3 минуты под мелодию русской народной песни "Вдоль
да по речке".
(Солнышко постепенно катится к закату и скрывается из виду.
Наступает вечер. Зайчонок и Лисенок прощаются и расходятся. В зале гаснет свет.
Под музыку осеннего ветр (вальс из к/ф "Берегись автомобиля", муз. А. Петрова) вновь появляется Солнышко.
Листья на деревьях кое-где покраснели и пожелтели.
На полянку навстречу друг другу выбегают Зайчонок и Лисенок, танцуют и поют.)
Лисенок и Зайчонок (поют на мотив частушек):
Какой же теплый день,
Играть совсем не лень,
Какой зеленый лес,
В нем множество чудес!
Зайчонок (оглядывается вокруг): Лисенок, посмотри-ка, лес-то уже не зеленый!
Лисенок: А какой же? Он всегда был зеленым!
Зайчонок: А ты оглянись вокруг!
Лисенок (растерянно оглядывается): Ой! Вот, рыжий листочек, совсем как мой хвост! А вот – как малинка, красный!
Лисенок (веселее): Смотри, зеленый тоже есть! И вот! И вот! И вот! А там, где Солнышко встает, еще и склон зеленый!
Ведущий:
Тут Зайка на пенечек влез,
И, посмотрев вокруг,
Спросил: "Не ты ль покрасил лес?
Признайся, ты ж мне друг!"
Лисенок: Да нет, не я. Быть может, это Еж?
(На полянке появляется Ежик.)
Ежик: Нет, не я! Тут выкрашено сплошь.
Все вместе: Кто перекрасил лес? Ну, кто ж?
Ежик:
Давайте у соседей спросим.
Художник здесь недавно был!
Быть может, где-то краски бросил
Иль где-то кисточку забыл?
Ведущий:
И три зверька: Еж, Зайчик, Лис
Отправились в лесной круиз.
Чем дальше в лес – тем больше цвета,
Сомнений нет – художник это!
Зайчонок (рассматривая дерево):
Листочки красит Белочка, я знаю!
Она по веткам скачет целый день:
Где серединку красит, где-то с краю,
И на макушку слазить ей не лень.
|
|
(Белочка собирает под деревом шишки и грибы.
Услышав разговор о себе, поднимается и с корзинкой подходит к зверятам.)
Лисенок:
У нее, наверно, день рождения!
Для этого так празднично она
Украсила лесное заведенье.
На радость всем своим друзьям!
Ежик:
Мы поздравляем, Белочка, тебя!
И погоди чуть-чуть, подарок приготовим!
А нам шепни: лес красила сама?
Он разноцветным стал, как будто новым!
(Белочка удивленно смотрит на зверей и роняет корзинку.)
Белочка:
Привет, соседи!
Мне не до раскрасок.
Я от усталости едва жива.
Так мало на зиму запасов
Я приготовила пока.
А день рождения не скоро,
И дел совсем невпроворот.
Другой художник, видно, споро
Кисть в руки по ночам берет!
(Лисенок, Зайчонок и Ежик помогают Белочке сложить припасы в корзинку.)
Ведущий:
Собрав в корзиночку припасы,
Спешила Белочка к складам.
Однако листьев желтых, красных
Прибавилось то тут, то там.
Тут ветерок прохладный
По веткам пробежал.
Сорвал с деревьев листья
И в хоровод собрал! |
|
(Дети исполняют танец осенних листьев под мелодию "Шербургские зонтики", муз. М. Леграна.)
Ведущий:
Стояли Еж, Лисенок, Зайчик
И не могли понять:
И почему же листья пляшут,
И кто успел их вдруг сорвать?
И тут Ежонок догадался:
Ежик:
Пора у мамочки спросить,
Куда художник подевался?
И как листву остановить?
(На поляну выходит Ежиха-мама, наклоняется и срывает грибок под елкой.)
Ежиха:
Да, детки, это осень.
В лес незаметно к нам пришла.
И ягод, и грибов на зиму
Зверям и птицам принесла!
(На полянку выходит Белочка.)
Белочка:
Теперь бы только побыстрее
Собрать нам на зиму запас.
Берите шишки покрупнее.
Лисенок (подбирает шишку): Такую хватит?
Все вместе: В самый раз!
Ведущий: Из леса Медвежонок вышел. А за ним – Медведица!
Медведица: Вот ветер свирепеет, слышишь? Ложимся спать, вот-вот зима!
(Медвежонок не хочет уходить, но мама его уводит, слегка потрепав за ушко.)
Ведущий:
Готовятся медведи к зимней спячке.
А зайчик глядь – и солнца нет!
Холодный дождик уже пляшет,
И серым стал весь белый свет.
(Дети исполняют танец дождя под музыку "Дождя не боимся", муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.)
1-й ребенок:
Вот так меняется природа:
День ото дня и год от года.
2-й ребенок:
На смену лету – осень
Мы в гости к себе просим.
3-й ребенок:
Какое чудо – осень!
Приходит, словно в гости!
Листву покрасит, сбросит
И урожай приносит!
Ведущий: Давайте поможем зверушкам запасти урожай!
Игра "Запасай урожай"
Цель игры: научить детей находить лесные дары и урожай с огорода (все предметы вперемежку разложены на полу).
Зал условно делится на две
части – лес и огород. В лесу Белочки и Ежи заготавливают на зиму желуди,
орехи, грибы, шишки. В огороде дети сортируют картофель, морковь,
капусту, лук. Количество участников в лесу и огороде равное.
(Дети исполняют песню " Яви нам осень чудо", сл. М.В. Болсуновской. Исполняется нараспев, как закличка.)
Дети:
Яви нам чудо, осень!
Мы очень, очень просим!
Ну, покажи нам, осень,
Как листья красишь ты!
(Осень исполняет песню "Осень в лесу", муз. В. Жубинской, сл. С. Владимировой.
Она проходит между деревьями-декорациями и переворачивает листья,
обратная сторона которых разукрашена в желтые, красные, коричневые, оранжевые цвета.)
1-й ребенок:
Никто ее не видел
И как пришла – не слышал,
Как осень-раскрасавица
И в лес, и в дом вошла.
(Дети читают стихи-догадки об осени.)
1-й ребенок:
Наверное, она
Красивая, большая
И с рюкзачком за спинкой:
В нем – много урожая!
2-й ребенок:
Да, белочка же это!
И урожай припрятан
У белки в кладовых.
И хвостиком прекрасно
Она весь лес покрасит,
И спрячется подальше
Она от глаз чужих.
3-й ребенок:
Лисичка эта осень,
Хитренькая очень!
Она и шубу носит
Всю рыжую, как лес.
И шишки и грибочки
Она не любит вовсе,
И раздает их белкам,
Как видно, для чудес!
4-й ребенок:
Пусть представляют осень
Себе какой угодно:
И зайчиком, и белкой,
И девушкой лесной.
Но стали дни короче,
Прохладно уже очень,
Особенно с утра.
И лес стал разноцветным –
Такая красота! |
|
(Дети исполняют вальс "Осенний сон", муз. А. Джойса.)
Ведущий:
К концу подходит наша встреча.
И будет день, и будет вечер.
И сказку осень приготовит,
И снова в гости к нам придет.
Все будет ярким, будет новым,
Но где-то ровно через год. |