• Почему в этом стихотворении дирижер назван первым
исполнителем музыки?
• Когда вы слышите слово «оркестр», что вы
представляете?
• Дети делятся на группы. Затем все слушают
оркестровую музыку. Каждая группа должна перечислить музыкальные инструменты,
которые звучат в этой музыке. Побеждает группа, которая назовет больше
инструментов.
• Как вы думаете, должен ли дирижер уметь играть на
разных музыкальных инструментах?
Маг-дирижер
На сцене в черном фраке маг,
Он держит палочку как флаг.
Миг тишины, движенье рук,
И тишину прорезал звук.
За ним второй, четвертый, сотый,
Маг занят сказочной работой.
Он заставляет мир звучать,
Вы мага можете узнать?
Да это дирижер, конечно,
Имеет строгую он внешность,
Но посмотрите! Эти руки!
Они как песня, ноты, звуки!
Они как музыки волна,
Как напряженная струна.
Десятки глаз следят за ней,
Нет ничего для них важней.
Вопросы и задания
• Почему дирижер назван магом?
• Как вы думаете, почему руки не могут заменить
дирижеру палочку?
• Придумайте сказку о дирижерской палочке, которая
обладала волшебной силой.
• Включается симфоническая музыка, и дети по очереди
дирижируют под эту музыку. Затем каждый рассказывает, трудно ли быть
дирижером.
• Представьте, что вы дирижер и должны дать музыкантам
своего оркестра несколько важных советов, чтобы оркестр лучше звучал. Что вы
им посоветуете?
Дирижерская палочка
Когда Сережа приезжал в гости к бабушке, он больше
всего любил разглядывать разные предметы в ящиках бабушкиного комода.
Старинные шкатулки и украшения, ажурные шляпки и веера. Только одну большую
шкатулку бабушка никогда не открывала.
«Это дедушкина,
там нет для тебя ничего интересного», — говорила бабушка. Сережа знал, что
дедушка был музыкантом, но очень рано умер, и в доме от него почти не осталось
вещей. Только одна старинная фотография, на которой дедушка сидел за
фортепьяно.
Это фортепьяно до сих пор стояло в комнате у бабушки,
и Сережа учился на нем играть.
Однажды бабушка ушла по делам, а Сережа остался один в
доме. Он открыл комод, и на глаза ему попалась дедушкина шкатулка. «Все-таки
интересно, что там такое?» — подумал мальчик и попытался открыть крышку.
К счастью, крышка легко поддалась, и мальчик увидел,
что шкатулка пустая. Только на дне лежала деревянная палочка, похожая на
указку.
«Зачем бабушка какую-то указку хранит в такой красивой
шкатулке», — с недоумением подумал мальчик.
Он взял палочку в руки. Она была легонькая и как будто
живая.
«А вдруг это волшебная палочка», — с замиранием сердца
подумал мальчик. Он три раза взмахнул палочкой и громко сказал: «Раз, два, три,
чудо сотвори».
Ничего не произошло. Сережа перепробовал все заклинания,
какие только слышал и смог сам придумать, но палочка не работала. Сережа
сначала немножко расстроился, но потом стал весело скакать по комнате,
размахивая палочкой.
В какой-то момент Сережа, сам не зная почему, вдруг
остановился, закрыл глаза и стал размахивать палочкой, воображая себя
дирижером.
И палочка словно ожила. Она чуть-чуть дернулась, и
откуда-то сбоку раздался тихий, чуть слышный стук барабанов: «тра-та-та».
Палочка повела кончиком снизу вверх, и запела флейта, а за ней кларнет. Широкий
полукруг палочки разбудил скрипки. Палочка плыла в воздухе, словно по волнам,
и музыка скрипок то взлетала вверх, то падала вниз, встречаясь там с альтами,
виолончелью и басовитым голосом контрабаса.
Один за другим послушные движениям палочки в хор
включались все новые и новые музыкальные инструменты, а музыка звучала все
громче и громче.
Вдруг на плечо мальчика легла рука бабушки, и все мгновенно
стихло.
— Внучек, что с тобой! Я тебя зову, а ты не слышишь? —
испуганно проговорила бабушка.
— Бабушка — это, э-то же волшебная палочка, — от волнения
Сережа даже стал заикаться.
— Ты все-таки добрался до дедушкиной шкатулки, —
всплеснула руками бабушка. — Эта дирижерская палочка — единственное, что
осталось у меня как память о дедушке. Это не игрушка. Я не хочу, чтобы она
пропала. Положи ее на место.
— Бабушка, как ты не понимаешь! Это по-настоящему
волшебная палочка. Она может заставить звучать целый оркестр! — воскликнул
мальчик.
— Я знаю, что она волшебная, — спокойно ответила бабушка.
— Все дирижерские палочки — волшебные, разве ты не знал, внучек? Но сейчас
положи палочку на место. Фея Музыки разрешает держать ее в руках только
волшебникам-дирижерам.
Сережа вздохнул, убрал палочку в шкатулку, а потом
спросил:
— Бабушка, если я стану дирижером, ты дашь мне эту
палочку?
— Обязательно, я очень хочу, чтобы ты стал настоящим
волшебником, как и твой дедушка, дирижер, — серьезно ответила бабушка.
Вопросы и задания
• Какие навыки должны быть у хорошего дирижера?
• Все дети получают карточки с названиями разных
музыкальных инструментов. Один из детей — дирижер. Дети изображают каждый
свой музыкальный инструмент, а дирижер угадывает, какой инструмент звучит в
его оркестре.
• Дети должны представить, что они играют на разных
музыкальных инструментах, и изобразить оркестр. Сначала дети «играют» без
дирижера, а затем выбирают дирижера и «играют» под его руководством. После
этого все обсуждают, когда «играть» было легче. Эту игру можно проводить под
звучание симфонической музыки.
Симфонический оркестр
Дирижер рукой взмахнул,
И раздался странный гул,
А за ним протяжный звон,
Грохот, гул со всех сторон.
Взмах еще — и тишина,
И струна звучит одна,
Это скрипочка запела,
Неуверенно, несмело.
Снова взмах — и скрипок море
Забурлило в дружном хоре.
А затем раздались трели,
Это звук виолончелей.
Взмах рукой — поет валторна,
Взмах — мы слышим звуки горна,
Где-то арфы перезвон,
И трубы призывный стон.
Звуки все наперебой,
Но не хаос здесь, не сбой,
Здесь звучит произведенье —
Оркестровое творенье.
Вопросы и задания
• На что похож оркестр, если смотреть на него издали?
• Кто в оркестре самый главный?
• Какой предмет помогает дирижеру в работе?
• Придумайте сказку о том, как фея Музыки подарила
дирижеру волшебную дирижерскую палочку.
• Педагог включает симфоническую музыку, дети слушают
ее и перечисляют разные инструменты, которые они услышали в этой музыке.
• Как был создан симфонический оркестр
ДИРИЖЕР
Люди очень полюбили фею Музыки и создали для нее множество
чудесных музыкальных инструментов. Не понравилось это злой Какофонии, и она
решила: «Надо сделать так, чтобы все инструменты старались друг друга
перекричать, и тогда миром буду править я, Какофония, а не фея Музыки».
Решила Какофония поссорить все инструменты друг с
другом. Прилетела она к скрипочке и сказала, льстиво улыбаясь:
— Ах, как вы проникновенно поете. По певучести с вами
никто не сравнится, даже человеческий голос.
Загордилась скрипочка, а Какофония тут же доложила альту,
виолончели и контрабасу:
— Скрипка считает себя лучшей, но на самом деле вы
больше ее и ваши голоса сильнее.
Потом Какофония низко поклонилась роялю:
— Господин рояль, вы великий артист и можете заменить
все музыкальные инструменты. Вы один исполните любую музыку, от тончайших
звуков капели до раскатов грома.
Затем Какофония полетела к духовым инструментам и льстиво
заметила:
— Только у вас, флейта, душа нежна и переливчата, словно
трели соловья на рассвете.
— Дорогой гобой, ваш друг кларнет заявил, что ваша
музыка холодная и вы не умеете давать звукам нарастание и затухание, как он, —
прошептала Какофония на ушко гобою.
Так летала Какофония от одного инструмента к другому,
стремясь разрушить их дружбу.
Группе медных духовых инструментов Какофония заявила,
что в их игре намного больше яркости звучания, чем у деревянных духовых
инструментов.
Барабану, литаврам и медным тарелкам Какофония объявила,
что другие инструменты презирают их из-за отсутствия мелодичности.
Какофония льстила так умело, что все музыкальные инструменты
обиделись друг на друга и побежали жаловаться к фее Музыки.
— Фея, ты немедленно должна выбрать, кто из нас самый
лучший музыкальный инструмент, — зазвенели, затрубили, застучали и загремели
все инструменты разом.
— Это какая-то какофония. Я сейчас оглохну от вашего
крика, — произнесла фея Музыки.
— Вы все прекрасны. У каждого музыкального инструмента
есть основной звук, который выражает этот инструмент лучше всего. И вместе эти
звуки создают красоту музыки.
Но музыкальные инструменты не слушали объяснений феи
Музыки.
— Хорошо, тогда пусть выбирает человек, — решила фея.
— Он станет композитором и получит волшебную силу записывать нотами звуки,
цвета и оттенки музыки. Для кого из вас он напишет свою музыку, тот и будет
лучшим.
Обрадовались инструменты и стали с нетерпением ждать,
когда человек напишет музыку.
Каждый из них мечтал, что композитор напишет музыку
именно для него.
Наконец музыка была готова. Он называлась партитурой.
Музыкальные инструменты с удивлением узнали, что все их голоса включены в эту партитуру.
Мало того, инструменты увидели, что новую музыку они
должны исполнять не соло, а целыми группами. Например, для исполнения нужны
были две группы скрипок, большая группа виолончелей, группа альтов и группа
контрабасов.
— Если мы будем играть все вместе, получится какофония,
— возмущенно зазвенели, загремели и загудели музыкальные инструменты.
— Получится не какофония, а гармония. Для каждого из
вас я написал, в каком темпе и в какое время вступать, — успокаивал музыкальные
инструменты композитор, но они волновались все больше и больше.
— Фея Музыки, я написал симфонию «Музыка миров», но
музыкальные инструменты не понимают, что для нее нужны все краски и оттенки
звуков! — воскликнул композитор.
— Тихо, мои дорогие, — попросила Фея Музыки. — Чтобы понять,
кто же из вас самый лучший, вы должны для начала исполнить все вместе эту
чудесную симфонию. Конечно, это трудно, но вам поможет дирижер.
Фея Музыки подвела к музыкальным инструментам дирижера
и вручила ему волшебную дирижерскую палочку. Едва дирижер повел своей
палочкой, как, точно по волшебству, музыкальные инструменты послушно замолчали
и приготовились слушать.
— Струнно-смычковые — основа нашего оркестра, —
объяснил дирижер. — Они могут и петь все вместе, как один огромный инструмент с
мощным певучим голосом, и солировать.
Струнные инструменты гордо выстроились рядами и начали
разучивать свою партию.
— Характер деревянных духовых инструментов глубоко
индивидуален. Поэтому вы будете петь свои партии парами, — ласково продолжил
дирижер.
Довольные флейты, кларнеты, фаготы и гобои встали парами
и получили свои ноты.
— Вы, медные духовые инструменты, все вместе исполните
яркую праздничную мелодию, — велел дирижер трубам, валторнам и тромбонам. — А
еще валторна споет в симфонии мелодичное соло о красоте природы, а труба
подыграет ей своим звучным голосом.
Радостно сияя, медные духовые инструменты заняли свои
места.
— Надеюсь, я буду солистом? — робко спросил рояль.
— Конечно, у тебя королевская мощность сольного звучания,
— согласился дирижер. — Но тебе придется играть вместе с другими инструментами
тоже. Своими мощными аккордами ты усилишь группу ударных, поможешь струнным и
духовым.
Рояль улыбнулся всеми своими белыми и черными клавишами
в ответ на слова дирижера.
— И без вас, ударные инструменты, оркестру, конечно,
не обойтись. Без ритма музыка не может существовать, — сказал в заключение
дирижер.
Барабан выбил радостную дробь, а медные тарелки весело
звякнули.
Обрадованные и успокоенные инструменты начали репетировать
свои партии. Конечно, играть слаженно, ярко и вдохновенно было нелегко. То
опаздывали вступить трубы, то скрипки пели вяло и скучно. Но дирижер терпеливо
и заботливо поправлял всех.
Наконец наступил день концерта. Дирижер взмахнул палочкой
и ...
Зазвучала музыка миров! Она, словно огромная волна,
подхватила сердца слушателей и увлекла их за собой, то поднимая к звездам, то
бросая их в морскую бездну.
И никто не заметил, как медленно растаяла и исчезла
без следа злая Какофония.
Вопросы и задания
• Что вы представляете, когда слышите слово
«какофония»?
• Чему научились музыкальные инструменты благодаря
дирижеру и фее Музыки?
• Как вы думаете, вернется ли еще Какофония и куда она
исчезла?
• Почему музыкальные инструменты поверили Какофонии?
• Если бы вы были композитором и вам надо было
написать музыку миров, какие инструменты исполняли бы эту музыку в вашем
оркестре?
• Нарисуйте фею Музыки в окружении разных музыкальных
инструментов.
• Какие факты о симфоническом оркестре вы узнали из
этой сказки?
• Дети делятся на пары. Один в паре — фея Музыки,
другой — Какофония. В сценке фея Музыки убеждает Какофонию, что музыкальные
инструменты можно научить играть слаженно и красиво; Какофония приводит свои
доводы о том, что это невозможно, потому что у всех музыкальных инструментов
разные характеры.