• Перечислите все духовые инструменты и расскажите,
что их объединяет.
• Какой из них вам кажется самым сложным?
• Прослушайте музыку в исполнении духового оркестра, а
затем перечислите все инструменты, звучание которых вы услышали.
• На каком духовом музыкальном инструменте вам бы
хотелось научиться играть и почему?
• Как выдумаете, какой духовой музыкальный инструмент
является самым важным для оркестра?
• Дети слушают одно и то же произведение сначала в
исполнении духового оркестра, а затем другого, например народного.
Дети должны рассказать, что изменилось в музыке, когда
она исполняется на духовых инструментах.
• Придумайте свои названия для разных духовых
инструментов, которые бы выражали их характер.
Самый нужный инструмент
Тихо ночью в музыкальном магазине. Спят струнные инструменты,
спит рояль, спят барабаны и литавры. Только в отделе духовых инструментов
слышатся тихие гулы, гудение и даже трубные возгласы.
Духовые инструменты взволнованы новостью. Днем хозяин
сказал им:
— Скоро, дорогие мои, мы расстанемся. Вас покупают для
духового оркестра. Вы будете играть в новом музыкальном театре.
— Я умею петь переливчато и нежно, — взволнованно
пропела флейта.
— Я умею петь не хуже тебя, — в тон флейте пропел
гобой.
— Не спорьте. Мы, деревянные духовые инструменты, все
пригодимся для оркестра. Я, например, умею придавать звуку сильное нарастание
или, наоборот, затухание, — пропел кларнет. — Это очень важно для красоты
музыки.
— У каждого из нас свое уникальное звучание, — басом
добавил фагот. — Иногда музыке нужны мои низкие басовые ноты.
— Дорогая труба, почему деревянные духовые инструменты
хвастаются? Разве мы, медные духовые инструменты, не уникальны? — тихонько прогудел
горн, стоявший в разделе духовых медных инструментов.
— Нам не годится хвастаться. Мы прежде служили охотникам
и солдатам, играли воинские сигналы или походные марши, — объяснила труба.
— Значит, нас тоже возьмут в духовой оркестр, — обрадовался
горн.
— Трубы, валторны, тромбоны и тубы — основа духового
оркестра. Без них у музыки не будет яркости и мощи. Но ты, малыш, вряд ли туда
попадешь, — прогудела труба. — Ты, горн, так и остался сигнальным инструментом,
поэтому для музыки ты не нужен.
Горн замолчал, и его ярко-рыжие медные бока покраснели
от обиды.
На следующий день почти все духовые инструменты уехали
в музыкальный театр. На витрине, где стояли медные духовые инструменты, остался
только блестящий горн. Тут в магазин вошли отец с сыном. Мальчик с восхищением
взглянул на горн и сказал:
— Папа, смотри, какой горн! Купи мне его, пожалуйста.
— Слишком дорого, сынок, ты же хотел дудочку, — забеспокоился
отец.
— Вам повезло. Я сегодня выгодно продал много инструментов
и могу снизить цену на горн, — предложил хозяин магазина.
Так счастливый мальчик стал обладателем блестящего горна.
Правда, горн совсем не обрадовался своему хозяину.
«Я не попал в музыкальный театр и тем более не стану
игрушкой. Этот мальчик не услышит от меня ни звука», — решил горн и,
действительно, сначала только сипел, когда мальчик дул в него.
— Зря мы купили горн, сынок. У тебя не хватит сил, чтобы
трубить на нем, — сказал отец.
— Сил у меня хватит, я буду горнистом в лагере летом,
— упрямо ответил мальчик.
В конце концов, горн уступил. Он научился вместе со
своим хозяином звонко трубить подъем, отбой и даже сигнал тревоги.
Наступило лето. Дожди шли подряд две недели, но
мальчик с нетерпением ждал поездки в лагерь. Наконец долгожданный день настал.
Когда автобус с детьми тронулся с места, мальчик достал свой блестящий горн и
звонко протрубил. Словно солнышко выглянуло из-за туч, и дети радостно
заговорили:
— Ух ты, красивый горн! Дай подержать. А тревогу ты
умеешь трубить?
Вдруг автобус так резко затормозил, так, что пассажиры
чуть не попадали со своих мест. Все вышли и увидели, что дождевой поток промыл
через дорогу огромную рытвину.
— Хорошо, что сейчас еще светло, — сказал водитель
автобуса. — Ночью я бы подумал, что это лужа, и попал бы в аварию. Надо срочно
в город возвращаться.
— А как же другие? — спросил мальчик с горном. — Уже
темнеет, и они попадут в аварию.
— Надо быстро вернуться и сообщить милиции о рытвине,
— ответил водитель.
Все сели в автобус, и он помчался назад. В сумерках
никто не заметил, что мальчика с горном в автобусе нет.
Дождь лил как из ведра. Мальчик прятал свой горн под
курточкой, чтобы он не промок. Он стоял один посреди дороги, возле рытвины.
Впереди в темноте заблестели фары. Мальчик вскинул горн и затрубил тревогу.
Большой, ярко освещенный автобус резко затормозил. Сердитый водитель выскочил
из автобуса.
— Там глубокая рытвина, не проехать, — сказал мальчик.
— А ты откуда здесь взялся? — удивился водитель.
— Я милицию жду, а она все не приезжает, — объяснил
мальчик, стуча зубами от холода.
— Ну-ка, пошли в автобус, — приказал водитель. — Вместе
подождем милицию. Я артистов музыкального
театра на концерт везу. Они тебя чаем напоят.
В автобусе было тепло и светло. Мальчик попросил полотенце
и насухо протер свой горн.
— Правильно, настоящий музыкант, прежде всего, о своем
инструменте заботится, — улыбнулся один из артистов. — Клади свой горн сюда, на
сидение, рядом с моей трубой.
Мальчик напился горячего чая, согрелся и крепко уснул.
Он не слышал, как приехала милиция вместе с его испуганными родителями и как
его отвезли домой.
Проснулся мальчик рано утром на следующий день в своей
постели. Ярко светило солнце, и в его лучах ослепительно сиял горн, стоящий на
столике рядом с кроватью.
— Как я сюда попал? — удивился мальчик.
— Ты проспал самое интересное, — тихонько прогудел
горн. — Все нас хвалили, говорили, что мы герои. Я был рад, что моя знакомая труба
из музыкального магазина услышала это. Она ехала на концерт в автобусе с
артистами. Теперь она думает, что я тоже нужный музыкальный инструмент.
— Хватит хвастаться, пора ехать в лагерь. Там ты
будешь не только нужным, но самым главным музыкальным инструментом, —
засмеялся мальчик.
Вопросы и задания
• Чем горн отличается от других духовых инструментов?
• Какой характер был у горна из сказки?
• Почему мальчик не побоялся выйти из автобуса и
остаться на дороге, чтобы предупреждать водителей об опасности?
• Придумайте свою сказку о том, как горн исполнил
какое-либо сложное музыкальное произведение и доказал, что он тоже нужный
музыкальный инструмент.