ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ДУДОЧКА. ВОЛЫНКА. СВИРЕЛЬ
09.01.2011, 19:24
Дудочка играет
С виду дудочка простая,
Но звучаньем поражает:
В нем небесная лазурь,
Солнца лучик после бурь.
В нем звучание лесов
Под порывами ветров,
В нем последний вальс листвы,
Плеск ручья и песнь травы,
Спящих рек, озер дыханье,
Встречи в нем и расставанья,
В нем томленья грустной ивы,
Птиц волшебные мотивы.
Вопросы и задания
• Дети делятся на пары и получают дудочки. Один
ребенок играет на дудочке какую-нибудь мелодию, второй — описывает картину
природы, к которой подходит данная мелодия.
• Какие еще музыкальные инструменты с виду хрупкие, но
имеют поразительное, сильное звучание?
• Придумайте сказку об одной волшебной дудочке, звуки
которой превращались в то, о чем она играла.
Свирель
Жил в селе пастух Андрейка,
На свирели и жалейке
Он коровушкам играл,
Хор коровий подпевал.
Были у него коровы
Невредимы и здоровы.
Звуки их оберегали,
Злых волков, болезни гнали.
Все Андрейку уважали,
Угощали, ублажали,
Прославляли всем селом.
Слыл он лучшим пастухом.
— Без умения играть
Счастья стаду не видать.
Вам поклон, свирель с жалейкой, —
Говорил пастух Андрейка.
Вопросы и задания
• Для чего пастуху свирель и жалейка?
• В каких еще профессиях людям помогала игра на разных
музыкальных инструментах?
• Как вы думаете, современные пастухи играют коровам
на свирели или жалейке?
• Как вы думаете, на каких музыкальных инструментах
надо играть барашкам, козам, курицам, поросятам, чтобы они не болели и лучше
служили людям?
• Почему пастуха в деревни все уважали?
• Прародителями каких музыкальных инструментов были
свирель и жалейка?
• Придумайте сказку о том, как свирель и жалейка
превратились в двух юных красавиц, которые пели прекрасными голосами.
Волынка
По селу певец идет,
Он в руках мешок несет,
На ходу на нем играет,
Трубкой звуки извлекает.
Монотоннее звучанье,
Много в нем тоски, страданья,
Что же это за чудинка?
Музыкант несет волынку.
Как упруга и прочна,
Воздухом полна она.
Воздух этот — музыкальный,
Только слишком он печальный.
Чья песня лучше
Весело на городской площади в воскресный день. В одном
конце звонко играют дудки, на другом — жалейка плачет жалобно, а ее плач
заглушает сильный голос бродячего музыканта с мешком свирелей: «Налетайте, не
зевайте. За копейку песенку спою и свирель подарю. Будете играть да деток потешать».
Вдруг на площади появилась конная дружина во главе с
князем и принялась разгонять музыкантов плетями. Потом слуги князя отняли у
музыкантов инструменты, сложили их в кучу и подожгли.
В этот миг громко затрубила труба, спустилась с неба
крылатая голубоглазая девушка.
Вопросы и задания
• Почему волынку наполняют воздухом, чтобы она звучала?
• Какие еще старинные или современные музыкальные
инструменты звучат благодаря силе воздуха?
• Нарисуйте волынку. Что по форме напоминает вам этот
музыкальный инструмент?
• Придумайте сказку о том, почему у волынки печальный
голос.
— Не смей, князь, моих слуг-музыкантов обижать! — молвила
девушка певучим голосом.
— Я приказал запретить музыку и игры! А ты кто такая?
— гневно закричал князь.
— Я фея Музыки. Пусть твое сердце каменным станет до
тех пор, пока музыка не заставит его плакать, — ответила фея и растаяла.
Хотел князь что-то крикнуть и не смог. Окаменело его
сердце. Княгиня тут же издала указ: «Тот из музыкантов, кто заставит сердце
князя плакать, получит сто золотых».
Тысячи музыкантов отправились в княжеский замок, но
никому из них не удалось разжалобить князя своей игрой. Три деревенских
музыканта тоже решили попытать счастья. Пришли они к старому музыкальному
мастеру за инструментами.
— Я хочу на жалейке сыграть, — сказал один музыкант. —
Ее жалобная песня любого тронет.
— Хорошо, — ответил мастер, — вот тебе жалейка — деревянная
дудочка с дырочками. На конец дудочки я бересту накрутил для усиления звука, а
в верхний конец специальный язычок вставил — «пищик».
— А мне волынка больше нравится, — заявил второй
музыкант. — Она поет так тоскливо, что невольно плакать хочется.
— Очень удобный инструмент — волынка, — согласился
мастер. — Сделал я ее в виде мешка из телячьей шкуры. В мешок вставил несколько
трубок. Через одну трубку воздух в мешок нагнетается, через другую — можно
играть. Остальные трубочки сами загудят заунывно, если на мешок нажать.
— Дайте мне свирель, ее переливчатая музыка за душу
берет, — попросил третий музыкант.
— Возьми вот эту свирель, — предложил мастер. — Она из
ветки ивы сделана. Сердцевину я выжег раскаленной проволокой, а потом прожег в
ней шесть круглых отверстий и седьмое прорезал наискось. Конец трубочки я
закрыл деревянною затычкой, только узенькую щелку оставил для воздуха.
— Дедушка, какой же из этих инструментов оживит сердце
князя? — спросил внук мастера.
— Все эти инструменты — духовые. Люди говорят, что
название это появилось от старинного слова «дух», что значит воздух. А я думаю,
что оно от силы духа человека произошло. Только силой духа можно расколоть
каменное сердце князя, — ответил старик.
Пошли музыканты к князю, а мальчишка, внук мастера, за
ними увязался, посмотреть.
Вот пришли музыканты в замок. Первый заиграл на жалейке.
Запищала жалейка, словно девушка заплакала, которую с любимым разлучили.
Вздохнула грустно княгиня, а князь даже не посмотрел на музыканта.
Второй музыкант взял в руки пузатую волынку и затянул
грустную песню о человеке, который на чужбине по родине тоскует. Слезинка
выкатилась из глаз княгини, но князь даже голову не повернул.
Поднес третий музыкант свирель к губам, и поплыли в
воздухе грустные переливчатые трели об ушедшей молодости. Вспомнила княгиня свою
беззаботную молодость и заплакала, только лицо князя по-прежнему было
каменным.
Тут заметила княгиня мальчика и попросила:
— А ты умеешь играть?
— Я знаю одну колыбельную песенку, которую мне моя
матушка пела, — ответил мальчик.
Он достал из кармана простую тростниковую дудочку и
заиграл.
Запела дудочка нежным голосом матери, и дрогнуло лицо
князя. Выкатилась из его глаза слеза, и сердце его снова живым стало.
Вопросы и задания
• Почему только тростниковая дудочка заставила князя
плакать?
• На каком инструменте вы сыграли бы князю, чтобы
оживить его сердце?
• Педагог показывает детям картинки с народными
музыкальными инструментами, упомянутыми в сказке. Дети перечисляют внешние
сходства и различия этих инструментов от современных духовых музыкальных
инструментов.
• Придумайте сказочный рецепт музыкального лекарства,
от которого сердце человека становится добрее.
• Нарисуйте фею Музыки в короне из ноток, играющую на
свирели.