Совместное музыкальное творчество представляет собой
деятельность группы из двух и более танцоров, музыкантов, певцов и т. д.
Встречаются в музыкальной деятельности такие виртуозы, которые способны
творить чудеса с тем или иным музыкальным инструментом, но если кто-то
будет подыгрывать им на любом другом инструменте, то как ни старается
виртуоз, ничего у него не получается: «посторонний» музыкальный
инструмент сбивает его с ритма.
Совместное музыкальное творчество в раннем детстве
является одним из многих способов избежания вышеописанной ситуации. Дети
распределяются на команды с различным числом человек и принимают
участие в специальных музыкальных конкурсах.
В таких играх нет победителей и проигравших. Тем не
менее необходимо постоянно поддерживать интерес детей к такого рода
занятиям: например, можно подарить всем после музыкальных игр небольшой
кулек различных сладостей или медали, сделанные своими руками. В
совместных музыкальных играх используются не только музыкальные
инструменты, здесь можно подключить фантазию и играть на подручных
предметах. Допустимо прибегнуть к эмалированным кастрюлям, десертным
тарелочкам, хрустальному набору бокалов и тому подобное. Самое главное
условие: вся посуда должна отличаться по размерам. С таким же успехом
можно использовать стеклянные бутылки, в которые необходимо налить воды,
причем в каждой бутылке объем воды должен быть разным.
«ПОВТОРИ»
Все дети делятся на команды по 2 или 3 человека. Заранее
надо соорудить «музыкальный инструмент». Для этого необходимо наполнить
стеклянные бутылки водой, соединить эти бутылки между собой, перевязав
их одной веревкой у основания горлышка, и поместить их в подвешенное
состояние. То есть концы веревок привяжите к двум стоящим на
определенном расстоянии друг от друга столбикам.
Первые 2 или 3 человека одновременно и совместно
воспроизводят какую-либо мелодию, постукивая по бутылкам, например
чайными ложками. Другие команды поочередно должны повторить эту мелодию с
первой попытки и без ошибок.
Команда, которая не смогла повторить мелодию, выбывает из игры, и так происходит до тех пор, пока не определится победитель.
Далее по очереди игроки другой команды воспроизводят
небольшую произвольную мелодию, а другие должны ее повторить. Эта игра
способствует выработке скорой реакции, быстрому запоминанию нового
мотива и совершенствованию слуха у ребенка. Также дети приобретают навык
совместного творчества, так как в этой игре необходимо действовать
сообща.
«АНСАМБЛЬ»
Участники игры делятся на группы по 5 человек, команд
может быть как две, так и больше. На специальные колышки различной
высоты помещают несколько эмалированных кастрюль, имеющих разный объем и
перевернутых дном вверх. Каждая команда придумывает себе название и
определяет «солиста».
«Солисты» выбирают по жребию 1—2 отрывка из известных
песен, группам дается некоторое время для подготовки и репетиции. Задача
каждой команды – во время пения «солиста» они подыгрывают ему на своих
инструментах таким образом, чтобы получилась хорошо сложенная песенка.
«УГАДАЙ ТАРЕЛОЧКУ»
На стол ставят несколько десертных тарелочек, блюдце,
2—3 глубоких тарелки и еще что-нибудь подобное – все то, что издает
необычные звуки. Главное условие: звуки должны слегка отличаться друг от
друга; следовательно, посуда должна быть разной по объему, по
природному материалу и т. д.
Ребенку дается некоторое время, в течение которого он
получает возможность изучить звук каждой посуды. Потом ему завязывают
глаза или он отворачивается от этого стола, чтобы не видеть его. Другой
человек постукивает каким-нибудь предметом поочередно по разной посуде. А
стоящий спиной к столу ребенок должен угадать по звуку посуду и назвать
ее.
«ТАНЦУЮЩИЕ ТЕНИ»
Группа детей делится на две команды по 5 человек. Каждая
команда придумывает себе название и выбирает капитана, самого шустрого,
подвижного человека. Командам дается некоторое время – и включается
ритмичная музыка, а дети должны придумать небольшой танец со сложными
движениями.
Этот танец в дальнейшем должен исполнить сам капитан
команды, но при одном условии: включается музыка, капитан одной команды
поворачивается лицом к другой команде и под музыку исполняет танец, а
команде противников необходимо без ошибок и запинок повторить все
движения в точности.
Далее, наоборот, капитан другой команды исполняет свой
танец, а другая должна повторить его в точности. Жюри учитывает все
ошибки каждой из команд и присуждает очки, по подсчетам которых
определяются победители.
Подобные игры помогают развить в детях способность
совместного музыкального творчества, умение быстро и хорошо понимать
друг друга, подстраиваться, вовремя «подхватить». Не будет лишним, если
родители тоже станут активными участниками в музыкальных играх. Взрослые
ни в коем случае не должны ругать или критиковать ребенка, когда у него
что-то не получается с первого раза.
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУГ»
Для детей старшего школьного возраста.
Участники игры встают в круг, их должно быть не меньше 4
человек, один из которых – ведущий. Сначала ведущий прохлопывает в
ладоши определенный ритм, ребята стараются этот ритм запомнить. Далее
каждый из стоящих в круге повторяет этот ритм. Затем задача усложняется:
теперь необходимо воспроизвести заданный ритм всем вместе, при этом
каждый делает только один хлопок, когда подходит его очередь, в
результате должен получиться нужный ритмический рисунок.
Результативность игры зависит от скоординированности действий всех
участников.
«ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР»
Для детей от 3 до 8 лет. Игроков должно быть не меньше 3 человек, из которых один – ведущий.
Сначала необходимо выбрать основной музыкальный фон, в
качестве которого может выступать любая веселая песенка или легко
запоминающаяся народная мелодия. Теперь нужно несколько простых
музыкальных инструментов: маракасы, треугольник, ложки, барабан и т. д.
Предоставьте детям свободу выбора инструмента или же распределите их
между ними сами, учитывая прежде всего возраст детей. Ведущим в этой
игре выступает взрослый (воспитатель), который играет на музыкальном
инструменте избранное произведение или же включает аудиозапись с этой
мелодией.
Задача каждого «музыканта» – дополнять общий мелодичный
рисунок звучанием своего инструмента. Но не в хаотичном порядке, а по
сильным долям, то есть по опорным долям мелодии, которые определит
ведущий. При этом каждому участнику игры нужно по возможности стараться
органично вписываться в общий ритм и темп, ориентируясь не только на
ведущего, но и на остальных участников-музыкантов.
Полученная в результате игры импровизация явится
качественно новым музыкальным произведением. Данная игра не только
развивает креативные возможности ребенка, но также способствует
формированию навыков совместной творческой деятельности.
«ПОПУРРИ»
Для детей 9—12 лет.
Необходима предварительная подготовка. Она состоит в
том, что заранее на аудиокассету записываются отрывки различных песен
без слов, то есть готовится фонограмма.
Участники делятся на две команды, в каждой должно быть
не меньше 3 человек. Сначала одна команда прослушивает мелодию, затем
вторая. Задача каждой команды – вспомнить слова из заданной песни и
попытаться спеть ее под эту музыку хором, стараясь подражать оригиналу
или, наоборот, сочинив на заданную мелодию новую песню. Каждая команда
представляет полученное на суд ведущего, который оценивает выполнное.
Победителем в этой игре считается команда, наиболее
творчески подошедшая к выполнению задания и привнесшая в него что-то
новое и интересное. Навыки совместного музыкального творчества
формируются при совместном выполнении задания.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЬЕСА»
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Нужно выбрать сказку или отрывок из какой-нибудь сказки,
можно сочинить ее самостоятельно. Для начала в ней могут быть 2—3
персонажа; постепенно, по мере усложнения сюжета, число участников можно
увеличить.
Главное содержание игры – разыграть сюжет целой сказки
или отрывка, используя музыкальные инструменты и пантомиму, подобрать
музыкальные инструменты, которые лучше всего подходят для имитации
звуков, представленных в сказке.
На общем нейтральном музыкальном фоне разыгрывается
музыкальный сюжет. Например, такой. Утро в летнем сосновом лесу (шум
леса), проснулись птицы, насекомые: кузнечики, жуки, стрекозы – для
имитации используются трещотки, свистульки, флейта; проснулись цветы на
лугу; умывшись утренней росой, зазвенел колокольчик – для имитации звука
можно использовать треугольник. Начали просыпаться звери: вот проснулся
в своей берлоге медведь, встал и пошел по лесу – труба имитирует
тяжелые шаги медведя. Пробежали зайчики через полянку – скок, скок,
скок. И так можно продолжать – в зависимости от фантазии игроков,
музыкальных инструментов и цели игры.
Между ребятами распределяются роли, причем каждый может
играть не одну, а несколько ролей. Важно также, чтобы сами участники
выбирали инструменты, на которых они будут играть.
Сначала сценарий нужно прочитать вслух, чтобы у участников сложилась общая картина игры и стали понятны ее правила и требования.
Разыгранная музыкальная пьеса носит как воспитывающий и
обучающий, так и развивающий характер. Участие в общем деле, где
участники вместе составляют единое целое, безусловно, сплачивает
коллектив и способствует формированию навыков совместной деятельности. Заключение
Хочется
заметить, что родителям и воспитателям не надо пренебрегать музыкальными
играми или применять только некоторые из них, на свое усмотрение.
Предоставьте выбор вашим детям, поиграйте с ними во все эти игры, а
потом они сами вам дадут знать о своих предпочтениях. Нет еще на свете
таких детей, которые не любят веселых игр и развлечений. А если они еще
проводятся на музыкальном фоне, это способствует разностороннему
развитию маленького человека.
И если вы достаточно хорошо ознакомились с предложенными
нами музыкальными играми и намерены заниматься ими в минуты отдыха, то
тоска и скука никогда не войдут в ваш дом. Во время музыкальных игр
следует иметь в виду особенности развития каждого возрастного периода.
Например, дошкольники фантазируют во всех случаях, и родители могут
предложить своим детям увлечься музыкальным сочинительством в игровой
форме. В итоге можно смело утверждать, что игры с музыкальным
сопровождением обеспечат развитие способностей у детей в целом, и
родители явятся здесь главными помощниками.
|