— Дорогая моя, почему ты так вяло исполнила этюд? Твоя
скрипочка просто умирала, — огорченно сказал учитель музыки маленькой
скрипачке.
Девочка покраснела и спросила:
— Учитель, можно я снова буду ходить к вам домой на
уроки музыки?
— С тех пор как открыли музыкальную школу, я не даю
домашних уроков, — ответил учитель. — Тебе же так удобнее. С утра ты здесь учишься
как в обычной школе, а после обеда она становится музыкальной.
— Моя скрипка не хочет здесь играть. Я сама не знаю почему,
— пробормотала девочка.
— Глупости, надо просто больше заниматься, — рассердился
учитель.
До позднего вечера шли занятия в музыкальной школе.
Дети играли из рук вон плохо, и учитель страшно устал. Вечером он без сил брел
по опустевшему школьному коридору. В одной руке у него был тяжелый портфель с
нотами, в другой — футляр со скрипкой. Вдруг в одном из классов послышался
какой-то странный звук. Как будто оборвалась струна или кто-то застонал.
Учитель вошел в класс и увидел мерцающую фигуру в углу.
— Кто тут? — воскликнул учитель и потянулся к выключателю.
— Не включайте свет, дорогой учитель. Не хочу, чтобы
вы видели меня в таком виде, измученную и истерзанную, — раздался мелодичный
грустный голос.
Рука учителя невольно опустилась, и он снова спросил:
— Но кто вы? Что вы тут делаете?
— Не узнаете? Мы же встречаемся каждый день, — ответил
голос, а потом вдруг пропел знакомый скрипичный этюд.
Учитель узнал голос своей скрипки и с недоумением посмотрел
на футляр, в котором она лежала.
— Я фея Музыки, учитель, но я устала жить в этом доме.
— Ваши ученики не виноваты. Они приходят в огромный
класс, полный шумных воспоминаний об уроках и переменах, о формулах и правилах
грамматики. Эти шумы летают в воздухе, проникают в головы и мешают моему
звучанию.
— Что же делать? — упавшим голосом спросил учитель.
— Придумайте что-нибудь, дорогой учитель. Мне нужен
свой дом, — угасая, прозвенел голос, и мерцающая фигура растаяла в полумраке.
На следующий день учитель пошел в мэрию. Но мэр даже
слушать его не стал.
— Городу нужны магазины, я не желаю слушать вашу чепуху
про дом для феи Музыки, — сердито сказал глава города.
Однако через неделю странное происшествие заставило
его изменить свое мнение. В этот день учитель музыки чувствовал себя
отвратительно. Он включил запись любимого концерта, чтобы поднять себе
настроение. Проигрыватель молчал. Учитель настроил радио на музыкальный канал,
там тоже была тишина.
Учитель еще больше расстроился, и тут в дверь постучали.
Несколько учеников с растерянными лицами показались на пороге.
— Учитель, беда, наши скрипки не играют, — хором заговорили
дети.
— Что за глупости, — сердито ответил учитель.
— А вы поиграйте на своей скрипке, если не верите, —
предложил кто-то из детей.
Учитель взял скрипку, взмахнул смычком и с похолодевшим
сердцем понял, что не слышит ни звука.
— Наше фортепьяно сегодня тоже замолчало, — сообщил
один из детей.
— И у телевизора звук пропал, когда концерт передавали,
— добавил другой ученик.
Тут задребезжал телефон, и рассерженный голос мэра закричал:
— Учитель, что вы себе позволяете?! Почему сегодня на
торжественном открытии городского рынка оркестр молчал, как рыба. А еще из-за
вас отменили две свадьбы и мэрию с утра засыпали жалобами на телевиденье, радио
и даже на детские передачи.
Учителю вдруг стало смешно, и он ответил:
— Я же вам говорил, что фее Музыки нужен свой дом, но
вы меня не слушали. Думаю, она обиделась и покинула наш город.
— Приезжайте сюда, немедленно, — приказал мэр.
На улице учителя окружила взволнованная толпа людей.
— Что случилось? Куда подевалась музыка? — спрашивали
люди.
— Я люблю петь, но сегодня я забыла все песни, — грустно
произнесла молодая женщина.
— Неужели в нашем городе больше не будет музыки, —
тоскливо произнес кто-то.
Все замерли, ожидая ответа.
— Я надеюсь, что фея Музыки вернется в наш город, если
мы построим для нее настоящий дом. Все зависит от нас, — тихо ответил учитель.
Еще ни одно здание в городе не строилось так быстро,
как музыкальная школа. Сотни добровольных помощников приходили каждый день на
стройку, и бригадиру строителей приходилось находить дело для каждого.
Наконец новая, светлая музыкальная школа была построена
и красиво украшена. В уютных кабинетах для занятий поставили цветы и кресла,
повесили зеркала и картины. Стены залов и коридоров расписал лучший художник
города. Городской духовой оркестр, измучившийся от длительного молчания,
выстроился перед школой. Мэр разрезал красную ленточку, музыканты поднесли
трубы к губам, и воздух наполнился гулкими звуками музыки.
— Ура! Ура! Ура фее музыки! — ликовали горожане.
— Мы словно оглохли на время, а теперь снова обрели
слух, — сказал мэр в своей торжественной речи, и все согласились с ним.
Вопросы и задания
• Почему фее Музыки было грустно в школе, где изучали
другие науки?
• Почему фея Музыки потом исчезла из города?
• Представьте, что фея Музыки попросила вас построить
для нее дом в виде какого-либо музыкального инструмента. Нарисуйте этот дом.
• Что случилось с горожанами, когда из города ушла
музыка?
• Почему невозможно жить без музыки?
• Людям каких профессий музыка нужнее всего?
• Придумайте сказку о том, как жилось фее Музыки в
новой музыкальной школе.
• Нарисуйте фею Музыки в новой музыкальной школе.
Гаммы
Я сегодня утром рано
Побежала к фортепьяно:
Гаммы надо мне играть,
Чтобы пальцы упражнять.
Гамма — строгая синьора,
Лень она не терпит, спора,
Говорит она всегда:
«Пальцы ноют — не беда!
Им не следует лениться,
Пальцам нужно научиться
Двигаться легко, порхать,
Чтобы смог рояль звучать!»
Вопросы и задания
• Почему Гамма — строгая синьора? Кого вам напоминает
Гамма?
• Играли ли вы когда-нибудь гаммы?
• Для чего они нужны?
• Дети делятся на пары. Один человек в паре — синьора
Гамма, другой — ученик. Гамма должна убедить ученика в том, что без нее нельзя
научиться игре на музыкальном инструменте.
• Придумайте сказку о том, как однажды синьора Гамма
обиделась на детей за то, что ее не уважают, и ушла от них.
• Придумайте сказку об одной Гамме, которая считала
себя полноправным музыкальным произведением, но над ней смеялись другие
музыкальные произведения — этюды, сонатины, пьесы и т.д.
Зачем нужны гаммы
Когда дети покидают музыкальную школу, в ней какое-то
время стоит тишина. А потом из разных кабинетов слышится тихий музыкальный
шум. Гулко вздыхают трубы, звенят или басят разные струны, и словно невзначай
звякают медные тарелки. Музыкальные инструменты рассказывают фее Музыки обо
всем, что происходило днем. Иногда это радостные рассказы, порой грустные, но
чаще всего музыкальные инструменты довольны своей работой. Однажды в одном
кабинете музыки вдруг раздался стон, потом он повторился в другом кабинете, и
в третьем.
— Что случилось, кто это там стонет? — заволновались
музыкальные инструменты.
— Это я, Гамма, — застонал голос. — Не могу больше
терпеть. С утра до вечера я учу детей играть. Стараюсь, чтобы их пальчики стали
ловкими и подвижными, а в ответ получаю одни упреки. Дети не любят меня и
называют скучной.
— Да, Гамма, твоей судьбе не позавидуешь, — мелодично
пропела музыкальная Пьеса. — Зря мучаешь детей и заставляешь их играть скучные
гаммы, когда на свете так много красивой музыки.
— Наша музыка гораздо приятнее, чем твоя. Детям она
больше нравится, — заметила маленькая Сонатина.
Ничего не ответила Гамма. Тихо выскользнула она в окно
и растаяла в ночном воздухе.
На следующий день дети пришли в музыкальную школу, но
не нашли в нотных тетрадях ни одной гаммы.
Обрадовались дети, что не нужно им повторять одни и те
же скучные упражнения, и начали играть веселые этюды, мелодичные пьесы и
красивые сонатины.
Вечером, когда дети ушли, фея Музыки, как обычно, залетела
в музыкальную школу.
Пьесы, Этюды и Сонатины бросились к ней и начали жаловаться.
— Я стал фальшиво звучать, — вздыхал один Этюд.
— А я завывала, вместо того чтобы петь мелодично, —
сердилась музыкальная Пьеса.
— От моей красоты ничего не осталось, я спотыкалась
при каждом звуке, — плакала Сонатина.
— Дорогие мои, вот что происходит, когда поступаешь
необдуманно, — строго сказала Фея Музыки. — Гамма учила детей правильно держать
пальчики и нажимать нужные струны и клавиши. Благодаря гаммам дети играли так
красиво! А теперь Гамма обиделась и ушла.
— Гамма, вернись, пожалуйста, помоги нам! Без твоих
упражнений дети не научатся хорошо играть! — дружно закричали Пьесы, Этюды и
Сонатины.
Услышав эти слова, Гамма сразу же вернулась. Впрочем,
ей некуда было улетать, потому что музыкальная школа была ее родным домом.
Вопросы и задания
• Почему Гамма не улетела далеко от музыкальной школы?
• Почему без Гаммы другие музыкальные произведения
стали хуже звучать?
• Нарисуйте два портрета Гаммы. Один — до того, как ее
полюбили, другой — после этого.
• Представьте, что вы учитель в музыкальной школе.
Придумайте способ, как сделать так, чтобы дети полюбили гаммы.