Нотки выпорхнули из тетради и полетели в лес. Песенка
соловья переливалась и взвивалась под небеса, и нотки летали вместе с ней. Так
прекрасна была эта песенка, что лесные звери и птицы слушали ее всю ночь. Утром
соловушка поклонился слушателям, почистил горлышко и полетел отдыхать.
— Не улетай, соловушка, научи нас своей песенке, — стали
просить звери и птицы.
— Не могу, я очень устал. Пусть нотки вас научат, — показал
соловей на нотки, сидящие на ветках, и добавил:
— Они дочки феи Музыки и хорошо запомнили мою песенку.
Нотки обрадовались, что им поручили такое важное дело,
и спрыгнули на землю.
Ноту До забрал медведь. Он уселся возле дерева и начал
петь: «До-до-до».
— Это песня совсем не соловьиная, — пробурчал медведь
и закинул нотку До на дерево.
Ноту Ре взяла волчица. Она завыла монотонно
«Ре-ре-ре».
— Эта нота не выучила песню соловья, — решила волчица
и бросила нотку Ре в ручей.
Лиса унесла ноту Ми и затявкала: «Ми-ми-ми».
— Это совсем не соловьиная песенка, — засмеялись
лисята.
— Видно, мне досталась неправильная нотка, — протявкала
лиса и спрятала ноту Ми в мох.
— Послушай, ежиха, песню соловья «Фа-фа-фа», — зафыркал
ежик, который взял ноту Фа.
— Какие глупости, вместо фырканья лучше подари мне
фиалки, — сказала ежиха.
Пристыженный ежик отправился за фиалками и засунул
ноту Фа в одну из фиалок.
Ноту Соль унесла белка, чтобы спеть бельчатам песню соловья.
К сожалению, у нее тоже ничего не получилась. Тогда белка наколола ноту Соль на
сучок, как грибок.
Нота Ля досталась мышке. «Ля-ля-ля, песня соловья», —
пищала мышка, но другие мышки стали смеяться над ней. Положила мышка нотку Ля
на листик и забыла про нее.
Нотку Си подхватила синичка и защебетала: «Си-си-си».
Песенка получилась веселая, но у соловья она звучала переливчато, а у синички
— однотонно.
Утром мальчик открыл свою нотную тетрадь и обнаружил,
что все нотки пропали.
— Это я виноват, — признался маэстро Скрипичный ключ.
— Я отпустил нотки в лес до утра учить соловьиную песенку. Но они почему-то не
вернулись.
— Наверное, нотки попали в беду, — воскликнул мальчик
и побежал в лес.
Ноту До мальчик снял с дерева, нотку Ре выловил из ручья,
ноту Ми нашел во мху, ноту Фа достал из фиалки, ноту Соль снял с сосны, ноту Ля
поднял с листика, а ноту Си ему сама синичка принесла. Сели нотки на свои
линеечки нотного стана и загрустили.
— Вы что, нотки, не рады, что домой вернулись? — удивился
Скрипичный ключ.
— Мы грустим, потому что не смогли спеть песенку соловья.
Видно, эта песенка нам не подходит, — запищали нотки.
— Постойте, что вы говорите, — вмешался в разговор
соловушка. Он отдыхал на дереве за окном и все слышал. — Ну-ка, повторяйте за мной.
И соловей засвистел: «Фьють-фьють-фьють». Все нотки хором запели вместе с ним,
но получился такой писк и визг, что мальчик закрыл уши руками.
— Все понятно, — сказал Скрипичный ключ. — Вы, нотки,
пока не знаете законов Музыкальной гармонии. Запомните первый закон. Все ноты
должны петь звуки разной высоты. Когда соловушка запоет свою песенку, пусть
каждая из вас подхватывает только тот звук, который подходит ей по высоте.
Снова запел соловей, а нотки запели вместе с ним, но
каждая теперь пела только тот звук, который подходил ей по высоте. Получилась
чудесная соловьиная мелодия.
Маэстро Скрипичный ключ записал эту мелодию на первой
странице нотной тетради.
Вопросы и задания
• Какие нотки каким зверям больше всего подходят?
• Какая нотка больше всего подходит вам по характеру?
• Придумайте сказку о том, как лесные обитатели
устроили для ноток лесной концерт.
• Нарисуйте приключения ноток в лесу.
• Почему мальчик сразу же пришел ноткам на помощь?
• Почему нотки не смогли спеть слаженно соловьиную песенку?
• Что такое музыкальная гармония и для чего она нужна?