КЛАВИШНО-ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ГАРМОНЬ. АККОРДЕОН
10.01.2011, 09:18
Гармонист
— Ну-ка, гармонист Антошка,
Доставай свою гармошку.
Чтобы ноги в пляс пошли,
Нас скорей развесели.
— Так и быть, — сказал Антон,
И достал гармошку он,
Широко ее развел,
Из гармони звук пошел.
Развеселый, удалой,
Всем знакомый и родной.
Эге-гей, играй, гармошка,
Молодчина наш Антошка!
Вопросы и задания
Чем похожи и чем отличаются аккордеон, гармонь и баян?
Детям включаются три музыкальных отрывка. В одном звучит — аккордеон, в другом
— гармонь, в третьем — баян. Дети должны услышать, в каком из музыкальных
отрывков какой инструмент звучит.
Придумайте веселую историю о деревенском гармонисте.
Дедова гармонь
На войне мой дед Антон
Был в свою гармонь влюблен.
Он играл, не зная нот,
Обожал его весь взвод.
Песни дедовы звучали
Перед боем, на привале,
И в окопах, под обстрелом,
И под вражеским
прицелом.
Боль и ужасы войны,
Стон обиженной страны,
Вера крепкая в победу
Были в песнях славных деда.
Пал в сражении мой дед,
Было деду тридцать лет.
Дедов друг гармонь забрал,
Бабушке моей отдал.
Вот гармонь — лежит в футляре,
В ватном старом одеяле.
Вся истерта, прожжена,
Память о войне она.
Вопросы и задания
• Представьте, что однажды старая гармонь ожила и
рассказала мальчику истории о войне. Запишите эти истории.
• Как вы думаете, о чем думала гармонь, когда слышала
звуки снарядов и выстрелы?
• Как музыка помогала солдатам на войне?
• Педагог рассказывает детям о фронтовых музыкальных
бригадах, которые вдохновляли солдат и поднимали им дух.
Аккордеон
Звучит синьор аккордеон,
Далекий брат органа он.
Он носит клавиши и кнопки,
И нрав его совсем не робкий.
То свои складки раздвигает,
То снова быстро их сдвигает.
И мириады звуков новых
Пространство наполняют снова.
Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны.
То скрипки, то виолончели,
То слышатся в них флейты трели.
Прекрасен в мастерстве своем,
Звучит оркестр целый в нем.
Аккордеон — как волшебство,
Все звуки собраны в него.
Вопросы и задания
• Почему в этом стихотворении аккордеон назван волшебством?
• Кого по форме напоминает вам этот инструмент?
• Придумайте сказку о том, как два брата — баян и
аккордеон, дарили людям музыку.
• Педагог включает несколько музыкальных отрывков.
Дети должны услышать, в каком из них звучит аккордеон, а в каком — нет.
• Нарисуйте сказочный аккордеон с разноцветными
клавишами и кнопочками.
• Чем звучание аккордеона отличается от звучания фортепьяно?
Когда играет гармошка
В большом музыкальном магазине в отделе
клавиш-но-духовых инструментов продавалось много разных гармошек, баянов и
аккордеонов.
Когда в отдел заходил покупатель, каждый инструмент
всем своим видом говорил: возьмите меня, посмотрите, какой я красивый.
Клавишно-духовые инструменты не могли говорить вслух. Чтобы они заговорили,
нужно было раздвинуть меха, сложенные гармошкой, и впустить внутрь воздух. А
еще нажать на кнопочки, чтобы клапаны открылись и воздух заставил металлические
язычки петь.
Но все меха были сложены и застегнуты специальными
ремешками, словно крепко заклеенные рты. Поэтому гармошки, аккордеоны и баяны
молча красовались своими перламутровыми украшениями, кнопочками и клавишами.
Однажды в магазин пришли дедушка с внуком. Внук подошел
к красавцу баяну и сказал:
— Дедушка, давай его купим, у него больше всего кнопочек,
и он самый нарядный.
— Да, знатный баян, — согласился дед. — У него по сто кнопок-клавиш
с каждой стороны. Но дело не в количестве, а в качестве инструмента. На баяне
можно любую музыку сыграть, даже классическую. Поэтому его и назвали баяном, в
честь легендарного сказителя и певца Баяна. Только мне нужен не он, — добавил
дед и пошел дальше.
— Может, этот купим, — предложил внук, указывая на
красивый аккордеон с малиновой отделкой. Посмотри, у него есть и кнопочки, и
клавиши.
— Хороший аккордеон, сделан со вкусом, — опять согласился
дед. — Песни на нем легко подбирать. Каждая кнопочка с левой стороны
заставляет звучать целый аккорд, а на клавишах с правой стороны можно мелодию
сыграть. Но мне не аккордеон нужен, — задумчиво повторил дед и подошел к ряду
гармошек.
Там он выбрал одну, совсем скромную.
— Вот она, тульская двухрядка. Видишь, у нее с правой
стороны два ряда кнопочек, за это ее и прозвали — двухрядка, — ласково
проговорил дед. — Он взял гармошку в руки и отстегнул ремешок. Его старые
пальцы на удивление ловко пробежались по кнопкам, и гармошка пропела веселую
плясовую мелодию.
— Почему ты купил какую-то гармошку?! — расстроенно
спросил внук, выйдя из магазина. — Неужели для концерта нельзя было нарядный
инструмент выбрать?
— Такая гармошка всю войну со мной прошла, а за
концерт не беспокойся, внучек, — усмехаясь, ответил дед.
Но внук волновался за свою репутацию в классе. Когда в
школе решили организовать концерт ветеранов в честь Дня Победы, деду прислали
красивое приглашение с просьбой выступить на концерте. Мальчик дружил с дедом,
но стеснялся его вида.
— Дедушка, я пораньше побегу, а ты сам дойдешь. Спросишь,
где актовый зал, и тебе все покажут, — сказал внук и убежал в школу.
Он сел вместе с одноклассниками на одном из последних
рядов и наблюдал, как ребята входят в зал с нарядными бабушками и дедушками.
Многие были с медалями и орденами. Некоторые пришли в военной форме, но его
родного дедушки не было видно.
«Наверное, передумал и не пошел», — с облегчением подумал
внук.
Наконец концерт начался. Один за другим поднимались на
сцену бабушки и дедушки. Они читали стихи, рассказывали захватывающие истории,
пели военные песни.
— Выступает гвардии сержант Антонов Сергей Николаевич!
— громко объявила ведущая.
На сцену вышел пожилой сержант в военной форме, с
гармошкой в руках. Вся грудь его была увешена медалями и орденами.
— Сережка, это твой дедушка, что ли? — толкнул локтем
Сергея одноклассник.
— Кажется, — покраснев, буркнул Сергей и недоуменно
подумал: «Почему дедушка ничего не рассказывал мне про свои награды?»
— Я не буду рассказывать про битвы и победы, —
негромко проговорил дед. — Расскажу лучше, как нас гармошка спасла.
Я на войне заметил, что стоило мне заиграть на
гармошке, как становилось тише. Однажды три дня не давал нам враг передышки.
Кончились у нас патроны, совсем нас мало в живых осталось. Тогда взял я
гармошку, заиграл и запел последний раз перед смертью. И вдруг все стихло.
Целый час я пел и играл, и целый час молчали враги, слушали музыку и песни. Ну
а наши, хоть и слушали, но не зевали. Прислали нам помощь. С тех пор у нас
появилась поговорка: «Когда играет гармошка, пушки молчат».
Дед вскинул гармошку, широко раздвинул мехи и запел
звонким, совсем не старческим голосом. Три песни спел дед, а потом еще две на
бис. Зал хлопал стоя.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, о чем думают и разговаривают между
собой музыкальные инструменты в музыкальном магазине?
• Почему на фронте стрельба замолкала, когда дед играл
на своей гармошке?
• Почему внук стеснялся своего деда?
• Почему дед не рассказал внуку про награды?
• На каких еще музыкальных инструментах чаще всего
играли на фронте?
• Нарисуйте гармошку деда.
• Придумайте сказку о том, как мальчик и гармонь
подружились.