• Почему музыкант примиряет все клавиши, когда играет
на фортепьяно?
• Как вы думаете, о чем разговаривают черные и белые
клавиши фортепьяно?
• Как вы думаете, какой характер у белых и у черных
клавиш?
• Придумайте сказку о том, как одно фортепьяно
захотело иметь разноцветные клавиши и что из этого вышло.
• Педагог нажимает разные клавиши и просит детей
рассказать, что им напоминает звучание этих клавиш.
• Дети получают карточки, одни — черные, другие —
белые. Они клавиши фортепьяно. Под музыку фортепьяно дети танцуют. Как только
музыка останавливается, педагог командует: «Клавиши, домой». Дети должны
построиться по цветам, в черно-белом порядке, подобно клавишам фортепьяно.
Подвиг музыкального мастера
Девочка проснулась рано утром. Она сразу поняла, что
мама дома, потому что была укрыта теплым одеялом. Девочка улыбнулась,
потянулась и села за пианино.
— Здравствуй, пианино. Я все помню. Клавикорд был
твоим дедушкой, клавесин — папой, а как родилось ты?
Струны пианино задумчиво загудели, и оно снова
заговорило: «Альбом с рисунками музыкальных инструментов передавался из поколения
в поколение, и все мастера, к которым он попадал, добавляли в альбом рисунки
новых инструментов. Однажды альбом попал к хозяину знаменитой фабрики музыкальных
инструментов в немецком городе Дрездене. С тех пор хозяина словно подменили. Он
целыми днями сидел один в отдельной мастерской, и оттуда раздавались
музыкальные звуки и разговоры.
— Наш хозяин разговаривает сам с собой. Говорят, у него
от какого-то альбома разум помутился, — шептали за спиной у мастера его
помощники. Они велели молодому ученику разузнать, что случилось с хозяином.
Ученик прокрался в его комнату, когда мастера там не
было. Только юноша успел спрятаться в углу за ширмой, как вошел мастер и достал
таинственный альбом.
Он листал страницу за страницей, а инструменты на картинках
оживали и начинали звучать. Мастер внимательно прослушал всех, а потом сказал:
— Здравствуйте, клавикорды и клавесины. С вами я давно
знаком, но инструмент, нарисованный на последней странице альбома, слышу
впервые. Сам инструмент похож на клавесин, но вместо язычков, щиплющих струны,
у него молоточки, обтянутые кожей. И название странное — «пьяно де форте». Никогда такого не слышал.
— Я действительно новый инструмент, — загудел незнакомец
на рисунке. — Меня изобрел итальянский клавесинный мастер Кристофоре. Мое имя
«пьяно де форте» обозначает тише или громче, потому что я умею
менять силу звука. Это заслуга моих молоточков, обтянутых мягким материалом.
Инструмент погудел сначала громко, а потом еле слышно.
— Значит, ты новое музыкальное чудо? — с изумлением
прошептал мастер.
— Я пока не совершенен, — вздохнул инструмент. — Мой
звук слишком жесткий, и играть на мне трудно. Улучши мои качества, и ты
прославишься на века, мастер.
— Клянусь, я это сделаю и назову новый инструмент фортепьяно,
— ответил хозяин и принялся за работу.
Когда ученик рассказал товарищам о том, что услышал,
те не поверили ему.
— Клянусь, наш мастер разговаривает с картинками, которые
звучат, и хочет создать чудо-инструмент под названием фортепьяно. Из него можно
будет извлекать самые разные по силе и красоте звуки музыки, — объяснил юноша.
— Ты, наверное, уснул и во сне это увидел, — засмеялся
один из помощников мастера.
— Лучше бы наш хозяин придумал новую модель клавесина,
— заметил другой помощник.
Но они были не правы. Постепенно все поняли, что
хозяин знаменитой музыкальной фабрики в Дрездене изобретает что-то
необыкновенное. День проходил за днем, год за годом, а он упорно трудился над
созданием своего шедевра. Ему понадобилось двадцать лет, чтобы создать меня —
фортепьяно», — гордо закончило пианино свой рассказ.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, должен ли музыкальный мастер уметь
играть на музыкальных инструментах, которые он создает?
• Благодаря чему хозяин музыкальной фабрики в Дрездене
создал инструмент, о котором мечтал? Что помогало ему в работе?
• Дети получают карточки с рисунками разных
музыкальных инструментов и придумывают сказочные истории об их появлении на
свет.
• Представьте, что самое первое фортепьяно решило
отблагодарить своего создателя и сделало для него великолепный музыкальный
подарок. Что это за подарок?
Фортепьянная музыка
Каскад аккордов, и рояль
Исчез в невидимую даль,
Осталось звуков торжество,
Их красота и естество.
Весь мир в звучанье растворен,
И музыки порыв во всем:
В небесной синей вышине,
В лучах, в таинственной луне.
В цветенье буйном трав, лесов,
В переплетенье голосов,
В цветах, улыбках и мечте,
Разлита музыка везде.
Аккорд последний — тишина,
Какая грустная она.
Зал рукоплещет и ревет —
Он продолженья чуда ждет.
Вопросы и задания
• Дети слушают отрывок какого-либо фортепьянного
произведения и рисуют образы, которые родились у них в голове под воздействием
этой музыки.
• Какие чувства музыка дарит человеку?
• Почему некоторые люди любят слушать живую
классическую музыку и часто ходят на концерты, а другим это скучно?
• Попросите детей дать красивое описание пальцам и
рукам играющего пианиста. Перед этим заданием можно обсудить разные эпитеты,
например: пальцы летают, плывут по клавишам; руки гибкие, сильные, танцующие.