КЛАВИШНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. РАССКАЗЫ СТАРОГО ПИАНИНО
10.01.2011, 09:01
Как появился монохорд
Старое пианино стояло в углу гостиной. На нем
давно никто
не играл. Однажды в комнату вошла маленькая девочка. Она подняла тяжелую
крышку
и сказала:
— Я знаю, ты пианино. Моя мама учила меня
играть на
пианино, но у меня не получилось.
Пианино вздохнуло, и какая-то струна грустно
прозвенела у него внутри.
— Я приехала сюда к бабушке вместе с мамой из
другого
города. Моя бабушка заболела, — сообщила девочка и стала нажимать
пальчиком на
разные клавиши. Если клавиша была расположена справа, она гудела
басом, если слева — отзывалась звонкой нотой.
Одна
клавиша хрипела, как простуженная, а в середине две клавиши не
издавали звуков,
когда на них нажимали.
— Пианино, у тебя некоторые клавиши болеют.
Наверное,
ты тоже состарилось, как моя бабушка, — произнесла девочка.
— Да, это так, — вдруг откликнулось пианино
гулким
голосом.
— Ты умеешь говорить! — обрадовалась девочка. —
Расскажи
мне о своей жизни.
— Моя история очень длинная, — снова отозвалось
пианино.
— Я люблю длинные истории, — ответила девочка.
Она
села на круглую вращающуюся табуретку и приготовилась слушать.
— Давным-давно в древней Греции жил математик
Пифагор,
— начало свой рассказ пианино.
— Почему ты рассказываешь про математику? —
удивилась
девочка. — Я учусь в школе и знаю, что математика — очень трудная наука.
— В древней Греции музыка была великой Богиней.
Ее
любили все, даже математики и воины. Математик Пифагор изобрел
специальный
музыкальный инструмент — длинный ящик с одной струной — монохорд. На
струне
были подвижные перекладины. Пифагор передвигал их, и получались
различные
музыкальные интервалы, например октава. Посмотри, мои клавиши поделены
на
октавы, по семь нот в каждой.
— Значит, ты такой же древний инструмент, как
Древняя
Греция, и тебе много тысяч лет? — изумилась девочка.
— Нет, мне еще не исполнилось даже трехсот лет,
—
засмеялось пианино, и его струны издали рассыпчатую трель. — Монохорд
—это
только вступительная часть к моей истории, прелюдия, если говорить
музыкальным
языком. Настоящая моя история началась позднее, когда появился
клавикорд. А
случилось это так.
В доме музыкального мастера родилась дочка.
Вскоре
мать заметила, что малютка не произносит никаких звуков и даже не
плачет. Врач
сказал, что девочка никогда не сможет говорить, но слух у нее, к
счастью,
прекрасный. Девочка любила сидеть в мастерской отца. Скрипки ей
нравились
больше, чем куклы. Она трогала тоненьким пальчиком струны и долго
вслушивалась
в их нежный отзвук.
Музыкальный мастер очень любил свою дочурку. В
молодости
он однажды видел музыкальный инструмент — монохорд. И он придумал для
своей
дочурки похожий инструмент, но не с одной струной, а с несколькими. Это
был
длинный ящик со струнами внутри. Маленьким пальчикам девочки тяжело
было
щипать струны, и мастер приделал сбоку клавиши. Когда девочка нажимала
на
клавиши, металлические пластинки задевали струны. Легкого прикосновения
пальчиков было достаточно, чтобы звучала нежная и певучая музыка. Так
родился
клавикорд.
Когда дочка выросла, мастер сделал для нее
новый большой
клавикорд на резных ножках, украшенный перламутровыми розами. Послушать
диковинный инструмент приходили даже именитые музыканты, и однажды
молодой
музыкант попросил мастера отдать девушку ему в жены.
— Мы уже давно любим друг друга, — сказал он,
смущаясь.
— Как же ты узнал, что моя дочка любит тебя,
она же не
умеет говорить? — спросил мастер музыканта.
— Попросите вашу дочку поиграть для меня, —
ответил
музыкант.
Мастер так и сделал. Девушка села за клавикорд,
и полилась
такая нежная, ласковая, полная любви музыка, что все стало ясно без
слов.
«Живите в мире да любви, дети мои», — сказал
старый
мастер, когда девушка кончила играть.
Пианино смолкло, задумавшись, и струны в нем
еле-еле
звенели, словно что-то вспоминали.
В этот момент раздался голос мамы из соседней
комнаты.
Она звала дочку.
— Спасибо, милое пианино, за твою историю, —
сказала
девочка. Она закрыла крышку пианино и убежала. Несколько минут в комнате
было
слышно только тиканье часов.
Клавикорды и клавесины
Девочка снова вернулась в комнату с пианино
вечером
вместе с мамой. Мама поцеловала дочку и сказала:
— Мне нужно отвезти бабушку в больницу. Тебе
придется
побыть одной.
— Не беспокойся за меня, мамочка. Вместе с
пианино мне
не страшно, — ответила девочка.
Мама удивленно взглянула на дочку, но ничего не
спросила.
Она очень спешила
Когда все стихло, девочка снова подняла крышку
пианино
и тихонько тронула несколько левых клавиш. Они печально зазвенели в
ответ.
— Тик-так! — вдруг сказали часы. — Тик-так. Нам
кажется,
ты задаешься, пианино. Тик-так. На самом деле ты умеешь только молчать, а
мы
всегда тикаем и считаем время. Тик-так.
— Да, — подхватила канарейка в клетке на окне. —
Я иногда
пою веселые песенки, а это пианино никогда не поет, а только хвастается.
Пианино в ответ промолчало.
Вопросы и задания
• Почему в Древней Греции музыка считалась
великой
Богиней?
• Как мастер относился к своей дочке? Почему он
придумал для нее монохорд?
• Чем монохорд отличается от клавикорда?
• Как вы думаете, сколько лет могут прожить
музыкальные инструменты и от чего зависит длина их жизни?
• Как нужно заботиться о музыкальном
инструменте,
чтобы он прослужил как можно дольше?
• Придумайте сказку о том, как клавикорд вернул
девушке способность говорить.
— Ты тоже грустишь? — спросила девочка у
пианино.
— Твоя бабушка была знаменитой пианисткой. Я
переживаю
за нее, — прогудело пианино.
— Пианино, не расстраивайся, доктора вылечат
ее. А
пока расскажи мне до конца свою историю.
Пианино несколько раз вздохнуло и заговорило:
«Слава
об удивительном клавикорде разошлась по всей округе, и вскоре
музыкальный
мастер получил заказ от самого князя — правителя того края. Мастер
вложил все
свое умение в изготовление нового клавикорда. Это был чудесный
инструмент на
изогнутых ножках, богато украшенный резьбой и позолотой. К сожалению,
мастер
получил только половину обещанной платы и письмо от князя: «Звук
клавикорда нежен
и приятен, но слишком тих. В большом зале моего замка музыка клавикорда
не
слышна, даже мой певец поет громче. Сделай более громкий клавикорд, и ты
получишь вторую половину платы».
Музыкальный мастер сделал новый огромный
клавикорд, но
его голос не стал громче.
Мастер не расстроился. Полученных денег хватило
на
свадьбу дочки.
Молодые были счастливы. Вскоре у них родился
здоровый
и красивый мальчик. Больше всех радовался старый музыкальный мастер.
Любимый
внук все время проводил в мастерской деда. На вопрос «кем ты станешь»
мальчик
звонко отвечал:
— Музыкальным мастером, как мой дедушка.
Все свои секреты передал музыкальный мастер
внуку.
— Ты, дедушка, изобрел клавикорд. Его музыка
словно голос
моей мамы, нежно-жалобный и серебристый, но слишком тихий. Я заставлю
клавикорд
петь громче. Тогда его сладкозвучная музыка будет слышна не только в
комнате,
но и в большом зале замка, — пообещал внук.
Молодой мастер сдержал свое слово. Он заменил
металлические
пластинки, которые били по струнам, специальными язычками. Звук стал
извлекаться не ударом, а щипком, и струны зазвучали громче. Дед и внук
назвали
новый инструмент клавесином и отослали его князю. К своей радости, они
вскоре
получили обещанную вторую половину платы вместе с письмом от князя:
«Поздравляю, голос клавесина звучен и хорошо слышен и в гостиной, и в
ансамбле,
и в оркестре».
Клавесинный мастер — так стали все называть
молодого
мастера, сделал за свою жизнь множество клавесинов. Среди них были
изящные и
маленькие, как шкатулки, высокие, как жирафы, и даже похожие на крыло
птицы.
Один такой клавесин мастер подарил своей старушке матери, но она
по-прежнему
играла только на клавикорде.
— Матушка, почему вы не играете на клавесине? —
спросил
однажды музыкальный мастер.
Старушка села за клавикорд, и полилась
серебристая
музыка. Клавикорд то жалобно плакал, то нежно вздыхал, то ласково
щебетал.
Потом она сыграла эту же мелодию на клавесине. Музыка стала громче, но
потеряла
свою выразительность.
— Мама, вы не можете говорить, но музыка все
объяснила
мне. Мой клавесин звучит громко, но не выразительно. Сила звука у него
не
меняется, — расстроился мастер.
Тогда, чтобы порадовать сына, старушка мать
принесла
ему пухлый альбом. Клавесинный мастер открыл его и увидел на первой
странице
рисунок длинного деревянного ящика со струнами внутри и клавишами сбоку.
Оказывается, старушка
всю жизнь зарисовывала и описывала все
инструменты,
сделанные в знаменитой музыкальной мастерской.
— Мама, твой альбом — настоящее семейное
сокровище, —
обрадовался клавесинный мастер. — Он взял перо и написал на чистой
странице.
«Придет время, и появится чудо-инструмент, достойный самой Богини
Музыки».
Тут девочка закрыла сонные глазки, и ее головка
опустилась
на клавиши.