• Как вы думаете, почему рояль назвали королевским
инструментом?
• Придумайте сказку о том, как музыкальные инструменты
выбирали короля и королеву.
• Какие музыкальные инструменты похожи на принцессу,
принца, придворного, фрейлину и других обитателей музыкального королевства?
• Один человек — рояль, он мудрый король. Остальным
раздаются карточки с рисунками разных музыкальных инструментов. Каждый по
очереди описывает себя, не называя. Рояль должен угадать, кто перед ним. После
этого дети рассказывают о каких-либо своих проблемах, например: скрипач играет
фальшиво. Рояль должен дать мудрый совет, как решить ту или иную проблему.
Королевский инструмент
Вечером девочка зашла пожелать пианино спокойной ночи.
Она открыла его крышку и по очереди нажала на все клавиши пальчиками. Правые
клавиши гудели басом, средние пели звонкими голосами, а левые — тоненько
звенели, и ни одна клавиша не фальшивила.
— Ты замечательно поешь, — заметила девочка.
— Да, я мечтаю научить тебя играть, а сейчас послушай
еще одну историю о рояле, — прогудело пианино.
«Когда в замок
привезли рояль, мальчик сначала не поверил, что это музыкальный инструмент.
Мама мальчика часто устраивала в замке музыкальные концерты. Мальчику
нравился звонкий голос клавесина и искристый голос скрипки, ласковое журчание
флейты и громкоголосая труба, но такого большого инструмента он никогда не
видел.
— Это, сынок, рояль — королевский инструмент из рода
фортепьяно.
Когда инструмент распаковали, мама подняла огромную
крышку рояля и показала сыну:
— Видишь, внутри молоточки ударяют по туго натянутым
струнам, и рождаются сильные и красивые звуки. Я научу тебя играть на
фортепьяно — и, может быть, ты станешь настоящим музыкантом.
— Папа хочет, чтобы я стал моряком. Я очень люблю море,
— вспомнил мальчик.
— Ты сам выберешь свою дорогу, когда вырастешь, — задумчиво
проговорила мама.
В замке стали устраивать балы. Вскоре мальчик научился
играть на рояле вальсы и полонезы, мазурки и польки, но больше всего ему
нравились музыкальные пьесы.
Отец появлялся в замке редко и ненадолго. На суше ему
было неуютно, и он стремился в море, пока не случилась беда. Старый капитан не
смог больше водить корабли из-за болезни ног. Он вернулся в замок, обнял сына и
сказал:
— Я записал тебя в морскую школу. Надеюсь дожить до
того дня, когда ты станешь капитаном.
— Отец, больше всего на свете я люблю музыку, — ответил
юноша.
— Музыка — несерьезное дело для мужчины, — возразил
капитан.
— Отец, послушайте, как я играю, и вы почувствуете красоту
музыки, — попросил юноша.
Капитан согласился. «Что же сыграть отцу?» — подумал
юноша и выбрал задумчивую и нежную сонату. Он хотел музыкой рассказать отцу о
девушке, которую любил. Потом юноша исполнил озорную и шумную пьесу о веселом
народном празднике.
Дальше отец не стал слушать. Он мрачно сказал:
— Музыка и танцы — занятие для женщин, в моем роду все
мужчины были моряками.
— Я люблю море, отец, но буду музыкантом, — твердо
ответил юноша.
— Только моряк может по-настоящему любить море. Надо
было тебе чаще плавать со мной на корабле, а не заниматься музыкой с матерью, —
рассердился отец.
— Мама не только сама прекрасно играет, она приглашает
к нам знаменитых музыкантов, которых любит и ценит весь мир, и все они —
мужчины, — возразил сын. — Если бы вы, отец, послушали хотя бы один такой
концерт...
Отец отвернулся и, не дослушав сына, ушел.
Капитан запирался в кабинете в дальнем конце замка и
целыми днями сидел там вместе со своими морскими книгами, картами и
воспоминаниями. С каждым днем старый моряк ходил все с большим трудом. Вскоре
он не мог передвигаться даже на костылях и совсем слег. Жена приглашала к нему
лучших врачей, но моряк отсылал всех прочь и угрюмо твердил:
— Для меня жизнь — это море. Доктора не вернут мне
море.
Сын тоже пришел к отцу и стал умолять его начать лечение,
но капитан сказал:
— Меня вылечит только море, но ты не моряк и не поймешь
этого. Уходи, не хочу тебя видеть.
Расстроенный юноша пришел к своему другу роялю. Из-под
его пальцев вылилось такое отчаянье и боль за отца, что струны рояля зарыдали.
Постепенно отчаянье превратилось в бурю, музыка ревела и выла, словно огромный
океан. Долго бушевали звуки, но вдруг молодой музыкант остановился и
воскликнул:
— Я знаю, как помочь отцу!
Прошел месяц, хозяину замка становилось все хуже. Однажды
поздно вечером к нему пришел слуга и сказал, что ему приказано усадить капитана
в коляску и отвезти к морю.
— Не говори глупости! Море за тысячу миль отсюда. Я потерял
здоровье и силы, но не разум, — рассердился капитан.
Старый моряк был так слаб, что слуга без труда поднял
его, усадил в кресло и куда-то покатил. К изумлению капитана, он вскоре услышал
рокот волн. Чем дальше катилась тележка по коридору замка, тем громче рокотало
море. Ветер выл все сильнее, волны вздымались все выше и выше. Море ревело, как
взбешенный зверь.
«Я схожу с ума, откуда здесь море?!» — подумал
капитан, когда кресло остановилось.
Он находился в огромном зале, освещенном лишь несколькими
свечами. В дальнем углу рокотал рояль. Больше капитан ничего не мог разглядеть.
Рев музыки подхватил его. Капитан словно заново боролся с бурей. Наконец волны
и ветер устали биться с кораблем и его командой, и вой шторма стал стихать.
Волны катились все тише и постепенно становились ласковыми и спокойными. Они
мягко шуршали песком, набегая на берег, и баюкали на своих зеленых спинах
истерзанные бурей корабли.
Музыка смолкла.
— Спасибо, сын. Так может играть человек, который
по-настоящему любит море, — сказал старик капитан своему сыну.
Вопросы и задания
• Почему старый капитан считал музыку занятием не для
мужчин?
• Дети делятся на пары. Один человек из пары
доказывает, что музыкант — это профессия не для мужчины, а другой — убеждает
его в обратном.
• Как вы думаете, может ли человек быть моряком и
пианистом одновременно?
• Какие качества характера унаследовал сын от отца?
• Что услышал в музыке сына отец?
• Нарисуйте море, которое звучало в игре музыканта.
• Звучание какого музыкального инструмента больше
всего напоминает вам о море?