• Прослушайте несколько маршей и расскажите о
характере этой музыки.
• Что отличает марш от других музыкальных
произведений?
• Какого человека по характеру напоминает вам звучание
марша?
• В каких событиях жизни маршевая музыка сопровождает
человека?
• Дети становятся в круг. Включается марш. Дети должны
маршировать под эту музыку, придумывая в марше веселые движения.
• Какие инструменты чаще всего исполняют марши?
Марш
«А ну-ка, шагом марш гулять,
Уроки делать марш и спать,
Марш в магазин, марш руки мыть!»
Не устают «марш» говорить.
Намного было б эффективней
И в воспитанье конструктивней,
Чтоб это слово зазвучало,
Чтоб марша музыка играла.
Марш зазвучал — и мы в кровать,
Опять звучит — пора вставать,
Звучит он снова — за диктант,
Марш в воспитании — гигант.
Как это взрослым объяснить,
Как слово звуком заменить?
Намного легче им кричать,
Чем деток маршем усмирять.
Кому нужен марш
Больше всего на свете мальчик любил играть в солдатики.
У него были и пехотинцы, и конники, и даже солдатики-музыканты. Но однажды
мальчик пошел в лес с бабушкой и взял несколько солдатиков с собой. Мальчик
вынул солдатиков, чтобы поиграть, когда они с бабушкой присели отдохнуть, но
пошел дождь, и пришлось срочно уходить домой. Солдатики снова попали в карман,
кроме одного — барабанщика. Он упал на землю и затерялся в густой траве под
широким листом лопуха.
Так маленький барабанщик остался в лесу. Лопух защищал
солдатика от дождя, и он думал: «Меня здесь оставили, значит, это мой пост». Но
прошло много дней и ночей, и солдатик понял, что его забыли.
«Ничего, мы, солдаты, не должны жаловаться. Моему барабану
везде найдется применение!» — громко сказал сам себе солдатик и отправился в
путешествие по лесу.
«Трам-там-там», — отбивал солдатик марш на своем барабане,
шагая по тропинке.
— Ой, какая прекрасная ритмичная музыка! — воскликнул
голубой мотылек, садясь перед солдатиком на тропинку.
— Это походный марш. Если он тебе нравится, собери
своих друзей, и я научу вас маршировать, — предложил солдатик.
Мотылек улетел и вскоре вернулся с двумя другими голубыми
мотыльками.
«Шагом марш, раз, два три», — скомандовал солдатик, и
барабан подхватил его команду: «Трам-там-там».
Мотыльки взлетели и, плавно кружась, разлетелись в разные
стороны.
— Что вы делаете, это не марш, а вальс какой-то. Вы же
совсем не слушаете ритм! — закричал солдатик, но мотыльки, плавно кружась,
улетали все дальше и не слышали его.
— Понятно, мотылькам не подходит маршевая музыка, но
все равно моему барабану найдется применение, — сказал сам себе солдатик.
Из травы выскочил зеленый кузнечик, сел перед солдатиком
и произнес:
— Недурно играете. Мы, кузнечики, тоже хорошо умеем
играть на скрипочках, но у вас прекрасное чувство ритма.
— Это походный марш. Если он тебе нравится, собери
своих друзей, и я научу вас маршировать, — снова предложил солдатик.
Кузнечик прыгнул в кусты и снова появился с тремя такими
же зелеными товарищами.
Солдатик выбил на барабане «трам-там-там» и скомандовал:
«Шагом марш, раз, два три». Кузнечики несколько раз подпрыгнули на месте, а
потом прыгнули в высокую траву.
— Почему вы прыгаете? Это же не гопак! — крикнул солдатик,
но кузнечики исчезли.
Видимо, кузнечикам тоже не подходит мой марш, но я найду
того, кому он нужен, — упрямо сказал солдатик и снова зашагал вперед.
Вдруг дорогу барабанщику преградила колонна муравьев,
которые тащили соломину. Муравьишки еле ползли и обливались потом. Солдатик
встал сзади колонны муравьев и заиграл свой марш. «Трам-там-там», — запел
барабан. Муравьи выпрямились и стали двигаться быстрее. Вскоре соломина была
доставлена к муравейнику.
— Чужак, тревога, к нам проник чужак! — забили тревогу
охранники, но глава муравьиного отряда, принесшего соломину, остановил их.
— Это не чужак, а наш помощник. У него есть волшебный
барабан, музыка которого прибавляет сил, помогает идти дружнее и не замечать
тяжести груза.
Солдатик тем временем уже шагал вместе с другой колонной
муравьев, которые отправились в дальний поход, и звонко отбивал маршевую
музыку: «Трам-там-там».
Вопросы и задания
• Почему бравый солдатик не испугался один в лесу?
• Почему только муравьи оценили барабанную дробь солдатика?
• Педагог предлагает детям прослушать марш. Дети
описывают настроение маршевой музыки, а затем рисуют эту музыку в образе
бравого солдатика.
• Придумайте сказку о том, как солдатик организовал
для муравьев школу барабанщиков.
• Нарисуйте, как бравый солдатик выбивает дробь на
своем барабане.
• Как вы думаете, солдатик когда-нибудь вернется к
мальчику? Представьте, что их встреча произошла, и расскажите о ней.
• Представьте, что по всей Земле вместо упреков,
просьб и замечаний взрослые стали использовать звучание марша. Как бы это
повлияло на детей?
• Замечали ли вы, что под бодрую ритмичную музыку дела
делаются быстрее? Почему это происходит?
• Какую музыку вам должны включать родители в разных
ситуациях: