• Какие музыкальные инструменты больше всего
ассоциируются у вас с минором или мажором?
• Что в жизни может быть мажорным или минорным?
(Настроение, день, погода, цвет.)
• Вам по характеру ближе минорное или мажорное
настроение?
• Дети делятся на пары. Один в паре — мажор, другой —
минор. В сценке-диалоге дети рассказывают друг другу, какие у мажора и у
минора самые важные дела.
• Придумайте сказку о том, как однажды мажор и минор
решили сделать для людей музыкальные подарки.
Два голубка — Мажор и Минор
На следующий день мальчик заболел. Доктор прописал ему
лечение и велел лежать.
— Где же ты простыл, сынок? — расстроилась мама.
— Я провожал нотки в плаванье и промок под дождиком,
— объяснил мальчик.
Мама вздохнула, но не стала сердиться. Она напоила
сына целебным отваром и спела ему тихо колыбельную песенку. Глазки мальчика
закрылись.
— Спи, сынок. Сон — лучшее лекарство, — ласково
сказала мама и вышла из комнаты.
Нотки притихли на своих местах.
— Надо помочь мальчику быстрее выздороветь, — сказала
нота До.
— Вы слышали, мама сказала, что сон — лучшее лекарство,
— добавила нота Ре.
— Чтобы мальчик уснул, мама спела ему колыбельную
песенку, — напомнила нота Ми.
— Значит, нужно спеть ему колыбельную, когда он проснется,
— предложила нота Фа.
— Тогда он снова уснет и быстро выздоровеет, — добавила
нота Си.
Нотки стали ждать. Как только мальчик приоткрыл свои
пушистые ресницы, они громко и весело запели мамину колыбельную.
Мальчик сначала вздрогнул от неожиданности, а потом
засмеялся.
— Я даже не узнал мамину колыбельную в вашем исполнении,
— хохотал мальчик.
— Мы что-то спели не так и тебе не хочется спать? —
удивились нотки.
— Наоборот, от такой громкой колыбельной весь сон
улетел. Мама пела эту колыбельную совсем с другим настроением, — с улыбкой
объяснил мальчик. — Это грустная песенка о том, что у мамы болеет сынок и она
просит сон вылечить своего сына.
— Что такое настроение? — удивились нотки. — Почему
твоя мама грустит?
— Маме грустно, потому что я заболел, — объяснил мальчик.
— Настроение бывает разным: грустным и радостным, сердитым и веселым.
— Зачем нужно грустить, если можно веселиться? — удивились
нотки.
— Нельзя всегда веселиться, — строго произнес маэстро
Скрипичный ключ. — На Земле живет не только счастье, но и страдание, не только
радость, но и грусть. Музыка служит всем чувствам человека. Это еще один закон
Музыки. Он называется тембр звука, его окраска.
— Правильно, правильно, — заворковали за окном два
откуда-то появившихся голубка.
— Здравствуйте, милые Мажор и Минор. Вас фея Музыки
прислала? — спросил маэстро.
— Правильно, правильно, — подтвердили два голубка.
— Мальчик, впусти голубков в комнату, — попросил
Скрипичный ключ. — Они помогут ноткам создавать мелодии с разным настроением.
Мальчик открыл окно. Голубки влетели и сели возле нотной
тетради. Один из них поклонился.
— Позвольте представиться, Мажор. Обожаю радоваться и
порхать, прошу всех бодро мне подпевать. — Голубок так весело захлопал
крыльями, что нотки рассмеялись.
— Погоди, братец. Сейчас я ноткам нужнее, — поклонился
второй голубок.
— Я Минор, печалиться люблю, песню грустную с вами
спою.
Голубок склонил головку и печально заворковал. Нотки
тоже загрустили.
— Братец, зачем печалиться, — произнес Мажор. — Лучше,
когда песня ладная, веселая да складная. Смех тоже лечит.
— Но мамина колыбельная — печальная песня, — прошептал
Минор.
— Тише, мальчик снова уснул, — остановил братьев Скрипичный
ключ. — Не спорьте, вы оба нам пригодитесь.
Вопросы и задания
• Почему у колыбельных песен грустные и нежные мелодии?
• Нарисуйте, как два голубка — Мажор и Минор, свили
себе гнездышко на нотной строчке.
• Перечислите все, что любят делать Мажор и Минор.
• Кто вам ближе по характеру из них двоих?
• В какую погоду у вас мажорное или, наоборот,
минорное настроение?
• Для каких музыкальных произведений наиболее
характерен Мажор, а для каких — его братец Минор?