Цели:
- Формировать представления детей об
инструментальной музыке, о пейзажной живописи.
- Учить выделять средства выразительности (
музыкальная форма, мелодия, лад, ритмический
рисунок, композиция, колорит, сравнивать и
находить сходства и различия в манере
исполнения.
- Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений,
умении выделять цвет, его оттенки.
- Воспитывать любовь к осенним явлениям природы,
эмоциональную отзывчивость на произведения,
отображающих осень в музыке, пейзажную живопись.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами
поговорим о замечательном времени года, а вот о
каком, попробуйте догадаться сами:
"Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, часто дождик льется –
Это время года как зовется?”
Дети: Осень.
Музыкальный руководитель: Правильно, осень.
Красивая природа осенью: деревья надевают свой
праздничный наряд, а рябина осень празднует, бусы
красные надев. О каждом времени года поэты
написали много стихотворений. Вот об осени поэт
А.С. Пушкин написал красивые строки:
" Унылая пора, очей – очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса…”
А поэт А. Майков написал об осени так:
"Кроет уж лист золотой вешнюю землю в лесу…
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу”.
Мы с вами много знаем стихотворений об осени,
давайте их почитаем.
Чтение стихов.
Музыкальный руководитель: Но не только
поэты, но и композиторы написали много
произведений об осени. Мы с вами слушали "
Осеннюю песнь” П.И.Чайковского и С. Прокофьева "
Фею Осени”, давайте вспомним какие эти
произведения по характеру.
Дети: Лирическое, грустное, печальное,
унылое; колкое, резкое, взволнованное.
Музыкальный руководитель: Композиторы
отобразили в своих произведениях раннюю и
позднюю осень.
Инструктор по ИЗО: А художники красками
рассказывают нам, что красивого, интересного
увидели в разных уголках нашей страны. Леса, реки,
озера, небо называется одним словом " природа”.
А изображение в картинах как называется?
Дети: Пейзаж.
Инструктор по ИЗО: Правильно, пейзаж. Перед
нами пейзаж И.Остроухова " Золотая осень”. Как
вы думаете, какой период осени изобразил
художник?
Дети: Ранняя, середина осени.
Инструктор по ИЗО: Можно ли сказать, в каком
месяце написана картина? Почему вы так думаете?
Ответ детей.
Инструктор по ИЗО: Где побывал художник,
чтобы изобразить этот пейзаж?
Дети: В лесу.
Инструктор по ИЗО: Какие краски использовал
художник для картины? Каких красок больше?
Ответ детей.
Инструктор по ИЗО: Какое настроение
вызывает пейзаж И. Остроухова?
Дети: Веселое, радостное.
Инструктор по ИЗО: Как бы вы назвали эту
картину?
Дети: Веселая осень.
Инструктор по ИЗО: Теперь рассмотрим пейзаж
И.И. Шишкина " Парк в Павловске”. Какой период
осени изобразил Шишкин?
Дети: Поздняя осень.
Инструктор по ИЗО: Одинаковые ли краски
использовали оба художника? Какие краски
использовал Шишкин?
Дети: Нет. Темные, коричневые.
Инструктор по ИЗО: Какой день изобразил
художник?
Дети: Пасмурный.
Инструктор по ИЗО: Как вы определили?
Ответ детей.
Инструктор по ИЗО: Какое настроение
вызывает у вас этот пейзаж? Как бы вы назвали эту
картину?
Дети: Грустная осень.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами
послушаем отрывки из произведений П.И.
Чайковского " Осенняя песнь” и С.Прокофьева "
Фея Осени” и подумаем, к какой картине подходит
настроение этих произведений. Мы с вами это
настроение изобразим волшебными облачками,
подойдите к столам и возьмите все, что вам
необходимо для работы.
Прослушивание произведений и работы
детей.
Музыкальный руководитель: Вот сколько
получилось разных настроений, положите свои
работы к той картине, которой соответствует
настроение рисунка и музыки.
Дети раскладывают свои работы
соответствующим картинам.
Музыкальный руководитель: Хорошо
потрудились! Мы с вами знаем песню об осени,
давайте ее споем и еще раз представим осеннюю
красоту.
Песня " Осень” музыка Ребровой.
Музыкальный руководитель: Прекрасна наша
Родина в это время года. А мы с вами знаем "
Родную песенку” композитора Чичкова, в которой
тоже рассказывается о красоте природы, давайте
ее споем.
Песня "Родная песенка” музыка
Чичкова.
Музыкальный руководитель: Музыка, картины,
стихи имеют свое настроение, как и люди. А какое
настроение сейчас у вас?
Дети: Веселое, радостное.
Музыкальный руководитель: Чтобы нам было
еще веселее, мы с вами попляшем.
Танцевальная композиция.
Музыкальный руководитель: Мы с вами
почувствовали на себе, что настроение может
меняться и у нас, и в музыке, и в поэзии, и в
картинах, и что яркие краски могут сменяться
темными. А грустное настроение – веселым.
|