• Почему в этом стихотворении песня называется
таинством?
• Расскажите о разных моментах своей жизни, когда вам
помогла песня.
• Какими качествами должен обладать настоящий певец?
Как вы думаете, любого ли человека можно научить хорошо петь или это дар от
рождения?
• Любите ли вы петь? Когда вы поете?
• Кто в вашей семье больше всего любит петь и лучше
всего поет?
• Что для песни важнее: слова, музыка или исполнитель?
• Какие певцы и песни вам нравятся и почему? Напишите
сочинение о своих любимых песнях или певцах.
• Каждый должен принести фотографию своего любимого
певца и рассказать о нем.
• Как вы думаете, должен ли певец уметь играть на
музыкальных инструментах?
• Дети делятся на пары. Один в паре — певец, другой —
музыкант. В сценке дети должны обсудить сходства и различия между этими двумя
музыкальными профессиями.
• Почему часто говорят, что у песни есть душа?
Нарисуйте душу своей любимой песни в том или ином образе.
• Как вы думаете, кто у песни родители? Придумайте
легенду о том, как на Земле появилась самая первая песня.
Как песня научила людей радоваться
В древние времена люди не умели петь, потому что они
не умели радоваться. Днем люди охотились и собирали съедобные растения, а ночью
прятались в пещерах и зажигали костры.
Люди иногда танцевали вокруг костров под бой
барабанов. Это были ритуальные пляски, изображавшие сцены охоты и борьбы. Они
вселяли отвагу в сердца мужчин, но не было в этих танцах радости, потому что
они рассказывали об опасностях охоты.
— Небо, научи людей радоваться, тогда жить им станет
легче, — попросила однажды Земля.
— Хорошо, Земля, я пошлю тебе семена чудесных цветов,
— ответило Небо, — солнышко согреет их, теплый весенний дождь напоит, а ты
помоги им вырасти и расцвести.
Умытая и согретая Земля вырастила повсюду веселые разноцветные
цветы, но люди не смотрели на цветы. Они бродили по цветущим лугам, искали
съедобные коренья, а их лица были по-прежнему угрюмы.
— Цветы прекрасны, Небо, но люди думают только о пропитании
и не видят красоты цветов, — вздохнула Земля.
— В каждом цветке спрятана маленькая незаметная радость.
Надо показать людям большую радость, чтобы они развеселились, — задумчиво проговорило
Небо и попросило солнце и дождик зажечь в небе красавицу радугу.
Раскинулась над землей семицветная радуга, но люди не
заметили ее. Они все время смотрели в землю, искали съедобные растения.
— Радуга, неужели люди никогда не узнают, что такое радость!
— расстроилось Небо.
Задрожала радуга, зазвенела, запела, и семь ее
разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись семь ноток в
веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. Люди
подняли головы вверх и прислушались к пению птиц. На их губах появились улыбки.
Невольно они стали напевать, подражая птицам, а затем звону ручейка и шелесту
листвы.
Вечером люди вернулись в пещеру и зажгли костер. Вдруг
одна девушка, в сердце которой поселилась веселая песня радуги, вспомнила ее и
тихонько запела, а молодой охотник взял барабан и стал отбивать на нем веселый
ритм.
Барабан звучал так весело, что многие подхватили веселую
песню и пустились в пляс.
Так люди научились радоваться. Они увидели, как прекрасны
цветы, услышали, как звонко поют птицы, и сами научились петь. Жить людям стало
легче, потому что песня и музыка дают человеку силу и свободу. «От дождя травы
расцветают, от песни — душа», — говорят старики.
Вопросы и задания
• В чем еще на Земле спрятана маленькая радость?
• Дети получают карточки с разными словами, например:
луч, звезда, капля росы, снежинка и т.д. Каждый должен придумать, о чем поют,
например, луч или звезда, когда радуются.
• Для чего людям нужна радость?
• Какие песни рождают в вас радостные чувства?
• Нарисуйте музыкальную радугу из сказки.
• Как вы думаете, как родилась самая первая песня на
Земле?
• Расскажите, кто на Земле, кроме человека, умеет петь.
• Придумайте сказку о том, как над землей летала фея
Песни и дарила разным людям те песни, которые помогали им в трудные минуты
жизни.
• Нарисуйте свою любимую песню в виде любого образа.
• Дети делятся на группы. Каждая группа получает
какой-либо несложный музыкальный инструмент, например: ложки, барабан,
ксилофон. Дети должны придумать и исполнить на этом музыкальном инструменте
веселую песенку.
задушевными, торжественными, смешными. Приведите примеры
разных песен.
Предложите детям прослушать две разные колыбельные песни.
Затем дети должны описать портрет колыбельных песен по вопросам:
♦ Какой у них характер?
♦ Кому они посвящены?
♦ О чем они рассказывают?
♦ Как они влияют на человека?
♦ Кто и кому их поет?
Вы бы хотели, чтобы каждый день на ночь вам пели колыбельные
песни?
Придумайте сказку о том, как фея Музыки летала над
землей и в каждое окошко бросала искорку, которая превращалась в колыбельную
песенку.
Мамина колыбельная
Слоненок Боб остался один. Браконьеры убили его маму и
разогнали родное стадо. Служители заповедника привезли слоненка в питомник, но
малыш слег от пережитого шока. Он лежал на боку и не открывал глаз. Не помогали
ни уколы, ни процедуры, слоненок едва дышал. Больше всех переживал маленький
Джим. Его отец работал смотрителем в питомнике, и Джим помогал ему ухаживать
за животными. Мальчик дал слоненку имя Боб.
— У нас в деревне жил слон Боб. Это был очень большой
и сильный слон. Он нас защищал. Слоненок вырастет таким же, — объяснил Джим.
Однажды Джима не пустили к слоненку.
— Не ходи туда, Джим, малыш Боб умирает.
— Нет, ему нельзя умирать! — закричал Джим. — Он
вырастет и будет защищать нашу деревню. Нашего большого слона Боба продали, и
нас больше некому защищать.
— Ничего не поделаешь, Джим, маленькие дети не могут
жить без мамы, — сказал отец.
Но Джим все-таки вошел в загон к слоненку. Он гладил
его повисшие уши, спину, массировал бока и пытался заставить его проглотить
хотя бы каплю молока.
— Не умирай, Боб. Хочешь, я буду твоей мамой. Я буду
любить тебя, как мама, и кормить, и купать, и выгуливать, — шептал мальчик.
Но слоненок не реагировал на его слова. Джим заплакал,
а потом вдруг запел. Он пел мамину колыбельную песенку. Под эту песенку он вырос.
Эту песенку мама пела ему, когда он болел или был расстроен.
Джим спел колыбельную песню один раз, второй, десятый.
Он пел и пел без остановки звонким мальчишеским голосом. Вдруг слоненок
вздохнул и приоткрыл один глаз. Этот глаз был тусклый и заполненный слезами, но
он открылся.
Джим, продолжая петь, сунул в полуоткрытый рот слоненка
бутылочку с молоком, и малыш зачмокал. Слоненок выпил пять бутылочек, и его
животик раздулся, словно шар.
— Ты молодец, Джим. Мы и не знали, что песня — такое
чудесное лекарство, — обрадовались работники парка. — Может, ты будешь всем
больным зверятам петь свою песню?!
— Конечно, буду, — серьезно ответил мальчик. — Мамина
колыбельная всегда помогала мне лучше всяких лекарств.
Вопросы и задания
• Почему слоненку Бобу помогла колыбельная песенка?
• Вы поете своим домашним животным, когда они болеют?
• Придумайте сказку о том, как мальчик вырос и открыл
музыкальную больницу для животных. Расскажите, как в ней лечат зверей.
• Нарисуйте мамину колыбельную в образе цветов или
звездочек.
• Педагог обсуждает с детьми слова, которые чаще всего
звучат в колыбельных песнях, и просит детей записать эти слова в тетради.
Затем каждый индивидуально или по группам дети пишут тексты колыбельных
песенок.